Сен 232011
 

НAMKÁ (намкхá) – это особый предмет из палочек и цветных ниток, предназначенный для гармонизации энергии человека, для усиления защиты и привлечения удачи.

Намка применялись в ритуалах древней шаманской традиции Бон — добуддийской религии Тибета.
Похожие предметы с магическими обережными свойствами встречаются в различных культурах по всему миру, но мало где сохранились глубинные знания об их правильном практическом применении – чаще всего они делаются просто как защитные амулеты, украшения или этнические сувениры.
Знания об использовании Намка также были почти полностью утрачены, но выдающийся учитель Дзогчен, Чогьял Намкхай Норбу Ринпоче, в 1983 году написал текст под названием ‘Изготовление намка, который упорядочивает энергию элементов’ и начал передавать эти знания своим ученикам. Таким образом, спустя многие века вновь стало доступно это действенное и необычное средство гармонизации энергии человека — как на внутреннем уровне, так и в связи со всей энергией Вселенной в целом.
Для применения этого метода необходимы некоторые астрологические данные человека по тибетскому календарю – символическое животное, элемент и мева года рождения. В соответствии с этими сведениями делаются расчеты, а после изготовления проводится определенный ритуал, активизирующий силу намка в качестве талисмана и оберега.
Намка приносит пользу независимо от того, верит ли в его действие тот, для кого он сплетен – достаточно просто держать его дома в качестве украшения, чтобы он ‘работал’. Намка можно делать не только для отдельных людей, но также для супружеских пар, для фирм, организаций, предприятий и т.д.


Для тех, кто хочет научиться:
Материалы для плетения Намка
Инструменты
Заблуждения и ошибочные суждения на тему Намка
Все вышепредставленные материалы, а также картинки взяты с сайта Namka.ru

Из другого источника:
«Намка» в переводе означает «пространство», то есть это изделие не просто элемент интерьера, а предмет, отображающий пространство души человека. Намка плетутся по особым канонам, согласно дате рождения человека.
В этом изделии используются нити 5 цветов. Каждый цвет символизирует конкретный элемент, энергию:


Зеленый
– дерево
Красный – огонь
Желтый – землю
Белый – металл
Синий – воду.


Изготовление намка может помочь в гармонизации взаимодействия внешнего и внутреннего пространств жизни человека.
Нижняя часть намка символизирует внешние аспекты (их четыре), а верхняя — внутренние (их тоже четыре). Итого, намка содержит 8 элементов — аспектов энергии человека, которые и приводятся в гармонию.

Люди проводят аналогии мандал и Намка, да, они похожи и способы плетения и процесс, но они и разные. По ощущениям…

А вот ещё информация о Намка:

Nam mkha’ по-тибетски означает ‘пространство’ – то есть основа, опора для всего сущего, а также самый важный среди элементов, от которого берут начало все остальные. Предмет под названием ‘намка’ также символизирует всеобщее пространство, в котором взаимодействуют пять первоэлементов — земля, металл, вода, дерево и огонь.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЭНЕРГИЙ

В соответствии с астрологическими вычислениями, намка отображает основные виды энергии человека, формирующиеся в период от зачатия до рождения. Четыре основных аспекта энергии – Жизни, Тела, Удачи и Силы — проявляются как внутренне, так и внешне, во Вселенной. Таким образом, существует всего восемь аспектов, которые следует привести в гармонию. Каждому из восьми аспектов энергии соответствует один из пяти первоэлементов – каждый из них можно определить, зная дату рождения человека и в точности освоив принцип таких вычислений. При изготовлении намка все эти элементы располагаются в определенных точках орнамента и приводятся в согласие друг с другом с помощью чередования цветных полос в определенном порядке.КОНФЛИКТУЮЩИЕ ЭЛЕМЕНТЫГармоничность энергии определяется через взаимодействие элементов. Например, если элемент Жизни – Вода, а элемент Тела – Земля, то эти элементы являются конфликтующими, и это значит, что человек будет физически слабым и болезненным. Если врагами по отношению друг к другу являются элементы Жизни и Силы (ткж. Способность, Успешность – тиб. Ванг), то такой человек никогда не сможет проявить и реализовать свои способности, добиться положения, занять какой-либо важный пост и т. д. Если есть противоречие между элементами Жизни и Удачи, то никакие начинания не будут иметь успеха и, несмотря на усилия, у человека ничего не будет получаться. Таким образом, каждый из восьми элементов отвечает за определенный аспект энергии человека, и даже если конфликтующим является всего один из них, то неуравновешенной и уязвимой оказывается вся энергия в целом, поскольку наша энергия – это единая система. Важно знать, что абсолютно гармоничных лет (когда все восемь элементов находятся в равновесии изначально, от рождения) не бывает – для каждого года есть от одного до шести конфликтующих элементов.

УСТРОЙСТВО НАМКА

При изготовлении намка используются палочки (обычно деревянные) и нитки пяти цветов. Палочки образуют каркас конструкции, а нитки оплетают их определенным образом. Две самые длинные палочки, вертикальная и горизонтальная, сложенные крест-накрест, являются основой каркаса намка и символизируют согласованность положительного и отрицательного начала, а точка их пересечения – начало жизни. Внутри каждого перекрестья (т.е. в центре каждого ромба, сплетенного из ниток), пишется тибетский слог, соответствующий элементу данного аспекта. Потом из центральной точки начинается последовательное упорядочивание элементов с помощью цветных нитей. Внутренние аспекты энергии сосредоточены в верхней части намка, а внешние (Мева Жизни, Тела, Силы и Удачи) представлены в нижней его части. После того, как готовы все восемь квадратов, вся конструкция дополнительно оплетается общей нитью одного цвета, символизирующей защитную энергию человека.

Готовый намка необходимо привести в действие с помощью ритуала, который могут проводить только те, у кого есть передача от Учителя на данную практику.

НИТИ В НАМКА

В тибетской традиции есть много разных ритуалов, в которых используются нитки. Это метод, которым символически изображают поток энергии. Энергия не есть нечто жесткое, она податлива и непрерывна – вот почему намка не просто рисуют и раскрашивают, но воплощают в материальном виде с помощью цветных нитей, гибких и непрерывных. Цвет нити означает конкретный элемент: зеленый – Дерево, красный – Огонь, желтый – Земля, белый – Металл и синий – Вода.

Элемент Жизни (самый большой ромб в центре) определяется по символическому животному года, а элемент энергии «ла», т.е. защиты (цвет внешнего контура) – «материнский» по отношению к элементу Жизни. Так, у всех, рожденных в год Обезьяны и Птицы элемент жизни – Металл, «ла» – Земля; у рожденных в год Мыши и Кабана элемент жизни – Вода, «ла» – Металл; для года Тигра и Зайца элемент жизни – Дерево, «ла» – Вода. Для года Лошади и Змеи элемент жизни Огонь, «ла» – Дерево, а для всех остальных (Собака, Дракон, Бык и Овца) элемент жизни Земля, «ла» – Огонь. Элемент года также учитывается в расчетах – с его помощью определяется аспект Ванг (Сила, Способность, Успешность).

ДЕЙСТВИЕ НАМКА

Метод Намкха происходит из древней шаманской традиции Бон, которая оказала существенное влияние на тибетский буддизм, поэтому многие считают Намкха буддийским методом. Но на самом деле Намкха не относится к учению Будды, т.к. не является методом, ведущим к полной реализации и выходу за пределы сансары. Он действует только на относительном уровне, но с его помощью жизнь может стать более гармоничной, будет меньше препятствий и сложностей. Это важно как для практикующих, так и для людей, ведущих обычный образ жизни.

В целом намка выполняет очень важную защитную функцию. С помощью намка все элементы приводятся в согласие, а энергия гармонизируется и становится более цельной. В результате защита усиливается, а каждый из аспектов энергии начинает функционировать более эффективно – улучшается общее состояние, появляется больше удачи, внешние обстоятельства складываются более благоприятно, проявляются новые возможности и т.д. Могут произойти перемены, связанные с местом работы или жительства, с личными взаимоотношениями и другими важными сферами жизни. Но обычно уже спустя несколько месяцев ситуация стабилизируется, проблем становится меньше, и в целом положение дел меняется к лучшему.

ВЫБОР ДНЯ

Метод Намка тесно связан с астрологией, и если мы хотим усилить его эффект, то полезно свериться с тибетским календарем, чтобы выбрать подходящий день для начала его изготовления и для ритуала освящения. Рекомендации, перечисленные ниже, не следует рассматривать как нечто обязательное, но если есть возможность, то лучше их учесть.

что следует учитывать при выборе дня:

1. Для любых практик, направленных на увеличение, рост и процветание (в том числе и для Намка), более благоприятен период растущей луны, поэтому для начала изготовления намка и для его освящения лучше выбрать день от новолуния до полнолуния.

2. Второй важный момент – личные астрологические аспекты человека, для которого плетется намка: лучше выбирать день, на который выпадает благоприятная индивидуальная комбинация.

3. Еще лучше, если при этом выбранный день еще и в целом астрологически благоприятен, т. е. Малая и Большая комбинации хорошие, и при этом отсутствуют негативные сочетания – Особые, ‘сжигающие’, Шагнан.

МАТЕРИАЛЫ:

ДЕРЕВЯННЫЕ ПАЛОЧКИ

Намка делается строго из натуральных материалов, так что основа не может быть, например, пластмассовой – только металлической или деревянной. Но металлический вариант мы обсуждать не будем – очевидно же, что дерево проще обрабатывать, да и готовое изделие будет не таким увесистым .

КРУГЛЫЕ ИЛИ КВАДРАТНЫЕ ?
В книге указано, что палочки должны быть круглые. Это логично, ведь нить символизирует поток энергии, а для энергии гораздо естественнее двигаться по окружности, чем по четырехугольной траектории. Опять же смотрится красивее. С другой стороны, квадратные палочки легче найти, и в них проще пилить пазы, а готовый намка в конечном итоге ‘работает’ не хуже. Лишь бы всё остальное было сделано правильно.

ДРЕВЕСИНА
бывает мягкая и твердая (краткая характеристика большинства древесных пород есть вот тут). Из мягких пород в продаже чаще всего встречается сосна; она легко пилится даже кухонным ножом, но так же легко трескается, да еще и рассыхается со временем, что делает изделия из нее еще более хрупкими. Такой намка может сломаться от натяжения нитей прямо во время плетения, или при транспортировке в рюкзаке, или при падении с тумбочки, и т.д. Если же вы выбираете твердую древесину – бук, дуб, орех, березу – ее осилит только ножовка по металлу, и с ней придется повозиться. Зато и запас прочности у такого намка будет гораздо выше. Вид древесины в магазинах обычно указывается на ценниках, а на строительных рынках спрашивается у продавцов. А потом уже и сами научитесь различать .

КАЧЕСТВО
палочек тоже важно – и для красоты, и для прочности. Выбирая палочки, обратите внимание, нет ли на них сучков, глазков, сколов, трещин; проверьте, нет ли слишком явной деформации (т.е. не кривые ли они). И еще: если есть выбор, то лучше брать палочки из цельной древесины, чем, например, из клееной фанеры (она в разрезе вся такая слоями) – это опять к вопросу о натуральности.

ДИАМЕТР
палочек следует выбирать в соответствии с размером намка и с натяжением нити. Для намка с единицей меры 2,5 см обычно вполне хватает диаметра 10 мм. Если будете натягивать нити сильно – лучше подстраховаться и взять 12 мм. Чем больше размер и чем сильнее натяжение, тем толще нужны палочки, и наоборот, – в этом деле важно найти баланс. Если у большого намка палочки тонкие, то он может легко сломаться, а если взять слишком толстые палочки для маленького намка, то во-первых будет сложно плести, а во-вторых он потом будет громоздко и тяжеловесно выглядеть. Впрочем, это уже дело вкуса .

МЕТРАЖ – в смысле ‘а скока всего надо-то?’ можно рассчитать примерно так: (единица меры х 40) + (припуск х 17) + длина ручки + резерв. Единица меры (или ‘шаг’) – это обычно 2,5 или 3 см (если меньше, то намка можно будет рассмотреть только вблизи, а если больше, то его будет сложно возить, намучаетесь). Припуск на кончиках палочек – от 1 до 1,5 см (если меньше, то нитки будут соскакивать, а если больше, то уже будет слишком разлаписто), и лучше в пределах одного намка припуск везде сделать одинаковый. Ручка нужна только чтобы держать намка во время изготовления и переносить потом, так что для нее вполне достаточно единицы меры, умноженной на 4 или 5. Слишком длинная ручка ни к чему, зато усложняет транспортировку, поскольку отовсюду торчит и вызывает справедливое недоумение граждан. Таким образом, для намка с шагом 2,5 см требуется примерно 1,3 метра, а если шаг 3 см, то надо примерно полтора метра. Плюс резерв – это если в процессе изготовления что-то сломается, то чтоб было чем заменить. Короче, две метровые палочки вам точно хватит на один намка среднего размера, и скорее всего еще останется запасик на будущее.

НИТКИ ДЛЯ НАМКА

Разумеется, нитки тоже должны быть строго натуральные. Акриловые, конечно, завораживают своей растаманской нарядностью, но нам они не подходят, как и пряжа с металлизированной нитью (которая вовсе не металл, а полимер с напылением, типа ‘дождика’ для елки). Мы все читали фэнтэзи и помним, что магия с синтетикой не дружит.

ШЕРСТЬ, ШЕЛК, ХЛОПОК ?
В некоторых источниках упоминается, что намка в древние времена обычно плелись именно из шерсти. Полагаю, дело не в особых магических качествах шерстяного волокна, а просто в Тибете всегда было гораздо больше лохматых домашних животных, чем тутовых шелкопрядов и хлопковых плантаций. Чисто климатически. Но, скорее всего, по этой же причине там не было и моли. А у нас она есть, поэтому намка из шерстяных ниток может оказаться не таким долговечным, как вам хотелось бы. Что касается шелка – теоретически можно попробовать, но практически никто не пытается: дорого и возни много. Так что оптимальный вариант – хлопок: дешево, доступно, прочно, широкий выбор, нарядные цвета.

КАЧЕСТВО При выборе ниток есть смысл соблюсти несколько правил: а) все 5 или 6 цветов должны быть одинаковой фактуры и толщины, в идеале – одного производителя и одинаковой марки (иначе нити из разных клубков при натяжении могут вести себя по-разному, и полосы будут отличаться по ширине при равном количестве витков), б) нить должна быть ровной, иметь одинаковую толщину по всей длине; в) нить должна быть прочной, не должна рваться при натяжении.

ЦВЕТА И ОТТЕНКИ: Насчет этого у Ринпоче никаких особых указаний нет. Возможно, поэтому некоторые считают, что оттенки ниток в намка не так важны – и берут, например, вместо красного бордово-коричневый, вместо синего – бледно-голубой, а вместо зеленого – цвет морской волны (про который вообще нельзя наверняка сказать, синий он или зеленый) – мол, ‘это все относительно’. Но суровая правда заключается в том, что мы пока действительно находимся на относительном уровне, иначе нам и намка бы не понадобился. И мы знаем, что намка – это взаимодействие элементов, а энергия каждого из элементов проявляется именно через цвет. Так что, видимо, будет логично выбирать цвета яркие, насыщенные и чистые, т.е. однозначно выглядящие именно как синий, красный, желтый, зеленый и белый. А уж тут можно себя особо не ограничивать – например, желтый может быть канареечный, золотистый, янтарный – но в любом случае это будет именно желтый (про вариации оттенков можно почитать и полюбоваться вот тут). А еще при выборе ниток нелишне помнить, что намка – это опора в нашем материальном мире для божеств-покровителей элементов, то есть дворец, а дворцу полагается быть красивым .

ТЕМНАЯ (ГЛУБОКАЯ) ВОДА – вопреки сложившемуся стереотипу, нитки для этого элемента необязательно должны быть совсем темно-синие. Они должны быть просто темнее, чем основной синий. То есть если вы для элемента Воды выбрали, например, ярко-голубой, то для Глубокой Воды можно взять обычный ярко-синий. И наоборот – если в намка вообще нет Глубокой Воды, то темно-синий вполне может быть выбран как основной цвет элемента Вода.

ПОДГОТОВКА ДЕРЕВЯННОЙ ОСНОВЫ

1. Тиски настольные – достаточно совсем маленьких, шириной 40-50 мм. Можно, конечно, сэкономить и положить палочку для распиливания просто между двух табуреток, но вы быстро поймете, что ничего не выиграли, так что лучше сразу купите тиски.

2. Полиэтиленовая пленка или что угодно другое подходящее, на ваш вкус – чтобы застелить кусок пола под местом распиловки. А то потом вся хата будет в древесной пыли ценных пород .

3. Ножовка (пилка ручная) «по дереву» или «по металлу» – смотря из какого дерева у вас палочки. Для сосны или другой мягкой породы будет достаточно пилки по дереву. Если же вы выбрали твердую древесину – бук, дуб, клен, березу – то их «возьмет» только ножовка по металлу. Звучит пугающе, особенно для дам, но на самом деле пилка вполне может быть легкой, изящной и удобной. Главное, чтобы полотно было из хорошей прочной стали – насчет этого можно спросить совета у продавцов.

Еще один возможный вариант орудия для распиловки – лобзик. У него режущее полотно совсем узкое, почти как нитка, что позволяет делать пазы с точностью
до 0.5 мм.

4. Стамеска или нож для кожи, или любой другой инструмент с прочным широким лезвием – чтобы при подготовке паза аккуратно поддевать и выковыривать ненужный кусочек дерева между пропилами.

5. Напильник – трех- или четырехгранный, с шириной грани хотя бы на пару миллиметров меньше, чем толщина палочек (иначе в паз не пролезет). Нужен, чтобы стачивать края паза, если пропил получился недостаточно широкий, а также для выравнивания «дна» паза, чтобы потом там написать слог. Можно использовать и надфили, но для хрупкой женской ручки напильник удобнее, потому что надо прикладывать меньше усилий.

6. Линейка, карандаш, ластик – для разметки.

7. Большой лист бумаги, разлинованный на квадраты, или что-то другое с перпендикулярными линиями – в общем, что-то, что позволит вам выравнивать палочки относительно друг друга под прямым углом еще на стадии подгонки пазов. Иначе потом, после натягивания ниток, все перекосы станут заметны.

НАНЕСЕНИЕ СЛОГОВ

НЕ ПОДХОДЯТ: цветные карандаши (их на дереве не видно), тонкие маркеры и фломастеры (расплываются вдоль волокон), шариковые ручки (линия получается кривая и бледная).

Лучше всего — цветные гелевые ручки. Они яркие, дают четкую линию и хорошо видны на дереве. Это что касается синей, зеленой, красной, желтой и черной. Белые гелевые ручки тоже бывают, но они по дереву пишут неохотно и вдобавок очень быстро высыхают. Так что просто купите тонкую кисточку-»нулевочку» и флакон Штриха или белой гуаши – и с белым слогом вопрос у вас решен на долгие годы.

Остальные слоги также можно нанести разноцветными красками (подойдут гуашевые, акриловые или медовые акварельные) — тоже получится тоненько и ярко. Минус в том, что рисовать тонюсенькой кисточкой крошечные тибетские слоги без предварительного навыка довольно сложно. Гелевыми – оно как-то сподручнее .

ПЛЕТЕНИЕ

1. Если вы натягиваете нити туго, а палочки гладкие, то в какой-то момент плетения нити начнут съезжать к центру, наслаиваясь друг на друга ступеньками. Это некрасиво, и натяжение нитей при этом сохранить не удается. Чтобы этого избежать, можно в процессе плетения делать на палочках аккуратные насечки-зазубрины, которые не дадут нитке съехать и надавить на предыдущие витки. Для таких насечек лучше всего подойдет канцелярский или макетный нож с выдвижным лезвием. При покупке обращайте внимание а) чтобы был фиксатор для лезвия и б) чтобы нож было удобно держать в руке.

2. Ножницы – тут все понятно, это чтобы отрезать ниточки .

3. Канцелярские зажимы – лучше всего большие, 3-сантиметровые. Такой зажим вам пригодится для надежной фиксации нити, если надо прерваться во время процесса плетения.

4. Для фиксации кончика нити каждого из квадратов зажимы неудобны – они сильно утяжеляют конструкцию. Оптимальный вариант – небольшие кусочки бумажного скотча.

5. Игла с широким ушком – ее используют на последней фазе закрепления «материнской» нити .

6. И, наконец, всё те же линейка, карандаш и ластик.

ВНИМАНИЕ! ни на какой из стадий изготовления НЕ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ клей, лак, гвоздики, замазка и любые другие посторонние предметы/субстанции для скрепления палочек и фиксации нити.

СОВЕТЫ:

1. Чем лучше подогнаны палочки друг к другу, тем ровнее и прочнее получится каркас. Чтобы палочки в пазы входили плотно – делайте пометки для пропилов с обеих сторон примерно на пол-миллиметра ýже. То есть если у вас толщина палочек 10 мм, то ширину пропила отмечайте как 9 мм. После того, как вы по этим отметкам выпилите паз – сразу померяйте, входит ли в паз нужная палочка; возможно, для этого надо будет приложить некоторое усилие, но это нормально. Если не входит даже с усилием – постепенно доведите ширину паза до нужного размера, аккуратно стачивая его боковые стенки напильником и периодически совершая «примерки».

2. Старайтесь, чтобы вся конструкция оставалась в одной и той же плоскости; для этого перед началом плетения каждого нового квадрата смотрите на каркас «в профиль» и подгоняйте новую палочку под уже получившуюся плоскость.

3. Если вы купили некоторое количество палочек «про запас» – храните их горизонтально. В вертикальном положении их может «повести», т.е. они могут выгнуться. Особенно это касается палочек, купленных на уличных строительных рынках: их даже лучше не пилить сразу, а сначала дать им отлежаться несколько дней в сухом и теплом помещении.

4. Если клубочки в процессе плетения просто класть рядом с собой, то они будут укатываться, пылиться и путаться. Лучше их положить в какую-нибудь посудину, а наружу вытянуть только кончики. Посудина должна быть достаточно устойчивая (чтобы не переворачивалась), с широким дном (чтобы все клубочки поместились в один слой), с высокими бортами (чтобы нечаянно не выскакивали) и с гладкими краями (чтобы нить на выходе не лохматилась). Идеально подойдет 3-литровая банка . Или менее экстравагантный вариант – круглый стеклянный заварочный чайник. В общем, поскребите по сусекам, проявите фантазию – наверняка найдется что-то подходящее.

5. Концы ниток от узлов можно прятать под последующие слои ниток; правда, для этого придется в процессе плетения обращать внимание и на «изнанку» намка тоже, зато концы ниток не будут потом свисать неряшливой бахромой, и обрезать их «под корешок» тоже не придется (последнее довольно рискованно – может развязаться узел).

6. Если в процессе плетения порвалась нить – в книге об этом ничего не сказано, поэтому на этот счет есть разные мнения. Кто-то считает, что в этом случае надо вообще всё распускать и начинать заново . Другая точка зрения, менее экстремальная – возвращаться обратно до предыдущего цвета и подвязывать новую нить взамен испорченной

Оберегая своего владельца от негативных воздействий, намка как бы берет их на себя, и со временем они накапливаются. В результате намка постепенно теряет свою защитную функцию и приходит в негодность (ломаются палочки, или провисают нитки, и т.д.) Поэтому его требуется периодически ‘очищать’ и ‘подзаряжать’ с помощью ритуала освящения – чем чаще, тем лучше. Ринпоче говорит, что намка всегда будет действовать, если освящать его хотя бы раз в месяц. Если такой возможности нет, то следует это делать хотя бы раз в год – в таком случае ритуал обычно делается на Лосар (в первый день тибетского Нового года).

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Я пока не пробовала плести, но обязательно попробую, как только найду все необходимые материалы!

похожие записи

сохранить этот пост у себя:

 Оставить комментарий

(required)

(required)

   
© 2018 Волшебный мир Алиши Suffusion theme by Sayontan Sinha