„451 градус по Фаренгейту» – самая знаменитая антиутопия XX века. Едва выйдя в свет, этот роман навлек на автора обвинения в безысходном пессимизме. Между тем жизнеутверждающей поэзией наполнены и жизнь и творчество великого оптимиста Рэя Дугласа Бредбери.

Трудная победа

Имя Бредбери прочно связано с именем Фаренгейта. Жуткие пророчества, которые сбываются на наших глазах, создали писателю репутацию главного проповедника Апокалипсиса.
Бредбери? Нет уж, увольте. Побережем нервы. Так рассуждает массовый читатель и отворачивается от крупнейшего мастера лирической прозы. Да что там народные массы, если и у просвещенных знатоков сама эта фамилия вызывает угнетающие эмоции.
И неудивительно, что известный критик не читал «Вино из одуванчиков»: зловещий ореол „Фаренгейта» напрочь отбил всякое желание. С трудом удалось убедить человека, что Бредбери – это не столько мрачный пророк, сколько рентгенолог и врачеватель души. Ладно уж, почитаем…
На второй или третий день спрашиваю – ну как?

– Да что вы мне подсунули, это какое-то сентиментальное восхваление американского образа жизни. И читать дальше не хочу.
– Ну, хотя бы доведите дело до конца – считайте, что это научная работа.
– Ладно уж…

Через несколько дней произошло то, чего и следовало ожидать:

– Я беру свои слова обратно. Это гениальное произведение. А фрагмент, где девушка ночью пробирается через овраг, – настоящая аллегория исторического пути, который проделало американское общество.

И наш эксперт за пять минут выстроил такую социально-политологическую теорию, что я испугался. Ведь в моем понимании автобиографическая повесть Бредбери – это удивленный взгляд на жизнь через хрупкое цветное стекло детских снов и желаний, взгляд ребенка, постигающего мир взрослых… Но как бы то ни было, главное свершилось: магия Бредбери одержала победу над весьма серьезным оппонентом.

Мастерство и колдовство

Эта магия – наследственная. По семейному преданию, в роду Бредбери была колдунья, сожженная в ходе известного процесса над ведьмами в 1692 году. Да, имя Мэри Бредбери действительно значилось в списке проходивших по делу. И хотя это могло быть простым совпадением, уже в детстве будущий писатель считал, что связан со сверхъестественными силами. Уже хотя бы потому, что его память уникальна:

„У меня всегда присутствовало то, что я бы назвал «почти полным мысленным возвратом» к часу рождения. Я помню обрезание пуповины, помню, как в первый раз сосал материнскую грудь. Кошмары, обыкновенно подстерегающие новорождённого, занесены в мою мысленную шпаргалку с первых же недель жизни. Знаю, знаю, что это невозможно, большинство людей ничего такого не помнит. И психологи говорят, что дети рождаются не вполне развитыми, лишь спустя несколько дней или даже недель обретая способность видеть, слышать, знать. Но я-то – видел, слышал, знал».

(Р.Брэдбери в 20 лет)

До колледжа он так и не добрался. Его университетами были библиотеки. В литературу он пришел еще в тридцатые годы. В 1946 году, имея 8 долларов на банковском счету, признался своей будущей жене Мэгги, что мечтает полететь на Марс, и приглашал ее с собой. Вышедшие в 1950 году „Марсианские хроники» сделали его знаменитым. Через три года Бредбери в считанные недели написал „451 градус по Фаренгейту» и в 33 года заработал звание классика научной фантастики.

Я – сказочник!

Тут надо внести ясность: звание или репутация? И о научной ли фантастике идет речь? Прозаик, драматург, эссеист и поэт Бредбери не любит, когда его называют фантастом: „Прежде всего я – сказочник».

Совсем нетрудно создать невидимого мальчика: главное – внушить ему эту мысль, а потом не рассмеяться, наблюдая за его проказами. Овладеть на время душой и телом капризной провинциальной принцессы, окончательно свести с ума влюбленного парня, да еще на прощание оставить ему свой адрес – это для юной волшебницы не озорство, а первое серьезное чувство. А для милой старушки захлопнуть дверь перед самым носом у „черного человека» – это победа над смертью. Хотя смерть – всего лишь переход в страну воспоминаний..

(кадр из фильма «Вино из одуванчиков»)

Фантастическая обстановка для Бредбери – лишь средство заглянуть в самые интимные уголки сознания и преподнести их в самом неожиданном свете. Даже в его „чисто фантастических» произведениях не найти специфических словечек а-ля сайенс-фикшн. Технические достижения – чушь. И ни к чему изобретать машину времени. Она уже существует: это – человеческая память. Рассказывая о гражданской войне, старый полковник даже не помнит, за кого он воевал, но предельно точно воспроизводит то, что чувствовали участники сражения, и передает это чувство слушателям, перенося их в давно ушедшую эпоху.

Противник прогресса

В рабочем кабинете Рэя Брэдбери к стене прибит автомобильный номер «F-451». Сам он за руль ни разу не садился. И всю жизнь старается обходиться без телефона. По словам дочери Александры, он всегда был против компьютеров (вспомним страшный рассказ о львах, которые выскочили из видеоигры – ведь он был написан почти полвека назад!)

Сегодня, когда произведения Бредбери выпущены в количестве 15 млн. экземпляров, он по-прежнему мечтает о Марсе. По его мнению, первый человек совершит путешествие на Марс уже через 25-30 лет. Cумма, необходимая для отправки человека на Марс, просто смешная, если сравнивать ее с военным бюджетом, а поэтому «достаточно взять у Пентагона один миллиард и передать его NASA». А соревноваться, по мнению Бредбери, американцы в выполнении этой миссии будут с китайцами.
Восхищаясь космическими достижениями, для жителей Земли и для себя лично многие технические „закидоны» цивилизации писатель категорически не приемлет. Вот фрагменты одного из его интервью.

– По-моему, вполне можно обойтись и без машин, и пользоваться только общественным транспортом. Лично я живу в Лос-Анджелесе уже более 60 лет, и у меня никогда не было водительских прав. Автомобили разрушают города, по скоростным автодорогам ездят только потому, что они существуют. Гораздо лучше было бы построить огромные площади с большим количеством столов, где люди смогли бы спокойно обедать.
Практически все, что было описано в романе „451 градус по Фаренгейту», сбылось — растет роль телевидения, образование не в почете. В результате существенная часть нынешнего населения Земли попросту лишена мозгов. Но я хочу сказать, что я все это описывал не для того, чтобы предсказывать будущее, я просто пытался помешать приходу такого будущего.

– Может быть, следует изменить систему образования?

– Начальную школу не надо привязывать к компьютерам, дети вначале должны научиться читать и писать, чтобы потом суметь прочесть инструкцию по обращению с компьютерами. Необходимо вернуть обучение на уровень общения — с родителями, с учителем, со старшими товарищами.

– Как вы думаете, делают ли компьютеры и Интернет будущее более дружелюбным обществу?

– Ни в коем случае. Главное — это личные контакты. Идите в библиотеку и постройте свою сеть из приятелей и друзей. Общайтесь с ними вживую, а не по телефону или тем более по совершенно идиотскому Интернету. Это пустая трата времени.

– Никакого Интернета, компьютеров и даже водительских прав. А не проходит ли современная жизнь мимо вас?

– Нельзя потерять то, чего у вас никогда не было. Я никогда не умел водить машину и поэтому не знаю чего лишился. Я вырос со своими роликовыми коньками и велосипедом. При этом я уверен, что если вы поместите меня в комнату с карандашом и бумагой, а напротив посадите сотню людей с компьютерами, то я смогу создать нечто гораздо более интересное, чем все они вместе взятые!

©

похожие записи

сохранить этот пост у себя:

  6 комментариев to “Сказки и пророчества Рэя Бредбери”

  1. Мой Любимый писатель! Сейчас, спустя 13 лет после знакомства с его первой книгой, я вижу, как взгляды Брэдбери во многом сформировали меня и предопределили мою жизнь. Очень ему благодарна.

    • а я его только-только начала для себя открывать :) И моё знакомство с этим Писателем началось с «Вина из одуванчиков» :)

  2. Писатель, который, наверное, глубже и как-то теплее всех писавший о детстве и проникший он, взрослый, в самые глубины ребяческой души. В ущущениях от его творчества он перещеголял даже моего старого знакомого и любимца Носова:-). Обожаю его невероятно атмосферные полуреальные- полуфантастические- полусказочно-мистические — всё в них тесно переплетается — рассказы. Его творчество по сути небывало поэтично, лирично, образно!

  3. Я открыл для себя Рэя Брэдбери весной прошлого года. Книга, которую я прочитал называлась «О скитаниях вечных и о Земле». В ней были «451 градус по фаренгейту», «Марсианские Хроники» — которые меня постоянно удивляли и много рассказов.
    Больше всех мне понравился рассказ «И все таки наш…». Он небольшой, но в нем заложено очень много…
    У одной семейной пары родился ребенок, он был здоровый, только он родился не в наше измерение. Глаза людей привыкшие воспринимать все в трех измерениях, отказывались видеть в нем ребенка. Люди видели голубую пирамидку…
    Брэдбери описал, то как родители приняли его, потому, что он их сын и потому, что доктор сказал, что есть надежда, вернуть его в наше измерение. Время шло, но никаких изменений не было. Описано как они жили все это время, как ребенок воспринимал своих родителей… Что им предложил доктор, когда у матери пирамидки случился очередной срыв. И какое ВАЖНОЕ решение приняли родители…

    Я увидел другого, еще более глубокого Брэдбери…

    • Ух ты, спасибо огромное за рекомендацию. Я тоже не так давно открыла для себя книги Рея Брэдбери, с книги «Вино из одуванчиков» и потом пошла «451 градус по фаренгейту» и остальные. «И всё-таки наш» не читала, прямо сейчас буду. Благодарю!
      Согласна с твоим ощущением этого писателя

 Оставить комментарий

(required)

(required)

   
© 2017 Волшебный мир Алиши Suffusion theme by Sayontan Sinha