Самые русские-народные игры, веселые и развивающие детей:) Читаем, как обустроить всё для них и правила.  Итак, «Лапта» и «Чижик»

Лапта

«Эта старинная русская игра была несправедливо забыта. Теперь она возобновлена и команды лаптошников быстро растут. Такой успех объясняется тем, что лапта — игра простая и веселая. Что для нее нужно? Небольшая ровная площадка, деревянная палка-лапта и мячик.
Самодельный набивной мячик очень хорош, но можно пользоваться и полыми резиновыми (теннисными) мячами. Лапта обычно бывает круглая, как бита в городках. Но разрешается играть и плоской лаптой, наподобие весла.
Играют в лапту партия на партию, от 5 до 15 человек в каждой. Если играющих нечетное число, то последний нечетный присоединяется к той партии, которая считается слабее.
В начале игры бросают жребий, кому быть «горожанами» (бьющая команда), а кому «полевыми» (водящая команда).
Горожане размещаются за чертой города (верхняя черта на рисунке), а полевые — по всей площадке, за исключением одного — того, который подает мяч горожанину.
Горожанин с лаптой стоит за чертой города в центральной большой площади, а полевой — в маленькой площадке сбоку. Он подбрасывает мяч горожанину, тот ударяет по нему лаптой и посылает в поле, затем кладет лапту и бежит через все поле вперед, к линии дома (нижняя черта на рисунке). Полевые игроки, подобрав мяч, пытаются попасть в бегущего, осалить его. А у горожанина задача пробежать от города к дому и обратно не осаленным.

Ударяют по мячу поочередно все горожане. Если удается послать мяч далеко в поле, перебежку могут делать сразу несколько человек из города.
Когда полевые попадут мячом в горожанина, они все бегут за линию города. Но горожане могут еще отыграться: подобрать мяч и осалить кого-либо из полевых, пока тот не добежал до города. Полевые отвечают тем же. Борьба продолжается до тех пор, пока всем игрокам одной из команд не удастся скрыться за чертой города.
Существует еще одно условие, при котором полевые могут сразу стать горожанами: если они с лету поймают мяч, хотя бы и за пределами поля.
Как лучше делать перебежку? Казалось бы, по прямой, памятуя известную геометрическую аксиому. Но на пути стоят «противники», которые так и стараются тебя «подбить». Поэтому горожанин чаще всего бежит зигзагами, увертывается, подпрыгивает, пригибается. Помните, что главное — не выпускать из виду мяч. Сообразительный полевой игрок, у которого мяч, не всегда будет стараться сам попасть в горожанина, он обязательно передаст мяч партнеру, который окажется поближе к перебежчику. Горожане тоже должны уметь взаимодействовать между собой, например, отвлекать на себя внимание осаливающего, чтобы дать возможность партнеру закончить перебежку.
Как лучше осаливать? Прежде всего не следует бросать мяч очень сильно. Ведь если промахнешься, мяч по инерции пролетит далеко, и горожане успешно перебегут. Целиться мячом лучше всего в середину туловища «противника» — больше вероятности попасть в него, даже если тот пригнется или подпрыгнет.
Составлять команду полезнее всего так, чтобы в ней было две трети хороших бегунов и треть отлично бьющих по мячу. На первый взгляд кажется, что нет ничего проще, как попасть лаптой по мячу и послать его по заказу в любом направлении с любой силой. На самом деле это далеко не так. Точность и сила удара — искусство, которое дается в результате тренировки. Поэтому лаптошнинам полезно не только участвовать в играх, но и тренироваться в ударах по мячу, в беге на короткие дистанции — по прямой и по ломаной линиям. Хорошо усложнять бег, вводя в него метание в цель.
Очень много дают кроссы — бег по пересеченной местности — с подъемами и спусками, с обеганием деревьев, кустов, с прыжками через пни и канавы. Это лучшее средство для выработки выносливости, а в лапте скорее победит тот, кто, помимо ловкости, будет обладать еще и большей выносливостью.

Чижик.

А ну-ка, попробуй ударить по заостренной палочке так, чтобы она подскочила из лунки и взвилась вверх! Удалось? Теперь сумей попасть по крутящемуся в воздухе «чижику» так, чтобы от твоего сильного и точного удара битой он унесся далеко от кона. И здесь не сплоховал? Маленькая палочка стремительно летит в голубом небе, и твою грудь наполняет гордость за свою ловкость, «соколиный глаз» и силу рук.
Таким остался в моей памяти «чижик» — незатейливая игра, полная радостных переживаний, спортивной борьбы и азарта.
Вспомним о «чижике» — он стоит этого: играя в него, становишься ловким, метким, сильным, привыкаешь быстро бегать, далеко прыгать, без промаха метать. И все это — под солнцем, на свежем воздухе.

Точных правил «чижика», напечатанных в книгах, почему-то нет. Вспоминая свое детство и наблюдая, как играют в «чижика» сейчас, я могу предложить следующие правила игры.

Прежде всего участники игры с помощью считалки или другим способом рассчитываются по номерам.

Для игры надо иметь биту — круглую палку длиною сантиметров 80—100, диаметром 5—7 см или доску и «чижик» — круглую палочку, заостренную с двух концов, длиною до 15 см.

Кон — круг или квадрат. В центре кона — ямочка диаметром около половины длины «чижика».

Игра. Бьющий (первый по счету игрок) ставит «чижик> в лунку так, чтобы его конец торчал из ямки. Теперь нужно так ударить по палочке, чтобы она подскочила над коном повыше. В момент взлета бьющий старается ударить по «чижику», отбросить его как можно дальше. Если бьющий, начиная игру, не сумеет за три попытки выбить «чижик» из кона, то уступает свое место игроку, который был водящим. При одном ударе по «чижику» бьющий получает 1 очко; если он сумеет ударить по подскочившему «чижику» 1, 2, 3 раза, то получает соответственно 2, 3, 4 очка.

Задача водящего — либо поймать «чижик», либо забросить его в кон с того места, где «чижик» упал.

Если «чижик» не попал в кон, первый игрок снова бьет и т. д.

Игрок № 1 прекращает бить в трех случаях:

1) когда он наберет 100 очков,
2) когда водящий (второй по счету игрок) поймает «чижик» (в этом случае водящий получает все очки бьющего),
3) когда водящий забросит «чижик» в кон (он забрасывает его, сделав шаг в сторону кона от того места, где упал «чижик»).

В первом случае бьющий выходит из игры, его заменяет игрок № 3, а игрок № 2 остается водящим; во втором и третьем случаях бить начинает игрок № 2, водить — игрок № 3, а игрок № 1 становится в конец очереди.

Игра продолжается до тех пор, пока все игроки, кроме одного, наберут 100 очков. Проигравшего «маят».

Маятник. Мающий игрок выбивает «чижика» из кона и бьет по нему с места каждого нового падения до тех пор, пока проигравший не забросит «чижика» в кон. Затем начинает маять следующий из выигравших. Если игрок, которого маят, поймает «чижика» на лету, он отыгрывается, и сам начинает маять того игрока, чей удар был последним. Как только «чижик» попадает в кон, игра заканчивается. Но случается, что маяние затягивается. Тогда игроки проявляют благородство и «прощают» проигравшего.

http://umeha.3dn.ru.

похожие записи

сохранить этот пост у себя:

 Оставить комментарий

(required)

(required)

   
© 2017 Волшебный мир Алиши Suffusion theme by Sayontan Sinha