С тех пор, как мы стали обучаться самостоятельно, я много ищу и читаю разной литературы и статей на тему образования. Ищу идеальный баланс для себя и ребенка. В голове-то есть представление о том, какой должна быть система образования, но нет пока четкой концепции в плане домашнего обучения.
Нарыла интересный сайт «Вместе растем» и там цикл постов-статей Ольги Бардиной — «Духовный подъем через образование». То, как она систематизировала информацию и её подход мне нравится, поэтому решила сохранить себе ссылки и текст. Итак.

ЧАСТЬ 1
ЧАСТЬ 2
ЧАСТЬ 3

Духовный подъем через образование (часть 1)

духовный подъем через образованиеК этой статье-размышлению меня подтолкнули два источника, появившиеся в поле моего зрения почти одновременно. С одной стороны, это книга Шри Шри Рави Шанкара «Познай своего ребенка». А с другой стороны, бурная и интересная дискуссия в сообществе «Блоги Мам» на тему «Чему не учат в школе, а надо бы?». И поскольку это такая тема, в которой вряд ли можно прийти к единственно верному ответу, в этой серии статей я хотела бы поделиться именно своими размышлениями… нет, скорее даже мечтами о том, какой в идеале (субъективно моем :) ) должна быть система образования.Начну с цитат из книги Шри Шри Рави Шанкара, в которой одна из глав так и называется «Духовный подъем через образование». Поскольку книга пока распространена не очень широко, процитирую ее обширно, чтобы сложилось ясное представление о позиции автора:

«Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок получил хорошее образование и придерживался определенных ценностей в жизни. Всем родителям хочется, чтобы их дети были счастливы и обеспечены. Но, видимо, в процессе воспитания и обучения детей где-то потерялось важное звено, ведущее к счастью. Как красиво улыбается младенец или маленький ребенок! Он полон радости и дружелюбия. Но к тому времени, когда ребенок вырастает и идет в школу и институт, его радость, невинность и красота теряется. Нам действительно нужно поразмыслить, как сохранить в детях эти качества, даже когда они взрослеют.

Дети в школах и институтах заводят всего четверо-пятеро друзей. Врожденная склонность к приобретению друзей где-то потерялась за эгоистичным получением образования. В то время как настоящим признаком успеха является улыбка, доброжелательность, сострадание и желание служить друг другу.

Интересно, что структура атома и человеческого сознания, ума, схожи между собой. Протоны и нейтроны находятся в центре, в ядре, а отрицательно заряженные частицы, электроны — на орбите ядра. То же самое в человеческой жизни. Недостатки и порочность присутствуют лишь на периферии. В самом центре любого существа, каждого человека и личности, находятся достоинства и добродетели. Не нужно ничего специально делать, чтобы развить добродетели, нужно только взрастить то, что уже есть, — нужны программы и решения, которые помогут молодым людям цвести и сиять.

Результатом системы образования должны стать «широкие взгляды» и «горячее» сердце. По-настоящему хорошо образованный человек не будет смотреть свысока на менее образованного, он будет дружелюбен, сострадателен и может быть «никем» со всеми. Тепло, которое в результате наполняет атмосферу, стоит того, чтобы к нему стремиться и поддерживать его в жизни.

В нашем мире только образование может дать широкое мультикультурное и многоконфессиональное видение. Это должно стать целью в воспитании наших детей. Даже если одна крохотная часть планеты останется в невежестве, то мир не будет безопасным. Поэтому сегодня всем крупным мыслителям и блестящим умам нашего общества стоит задуматься об этом и распространять знания о человеческих ценностях, широких взглядах и горячем сердце.

Очень важно понимать, что образование не означает просто загружать наших детей полезной информацией, его предназначение в том, чтобы сделать из них прекрасных граждан этой планеты.

образованиеСовременная система образования обязательно должна меняться в соответствии с реалиями времени. Сегодня, например, уже не нужно запоминать наизусть таблицу умножения. И если в наших школах и институтах следуют устаревшим методам обучения, то это пустая трата времени. Мы тратим многие часы на то, чтобы выучить наизусть «Илиаду» и Шекспира, но это устаревший английский, который ложится лишним грузом на детей. Поэтому из-за устаревших методик преподавания наше общество впустую растрачивает интеллектуальные способности и потенциал детей.

Из-за существующей нагрузки, ко времени поступления в институт ребенок уже изможден. Он таскает на себе учебники — огромную стопку книг по несущественным предметам, зачастую абсолютно не нужным для него. В то время как хорошая система образования должна делать акцент не на накопление как можно большего количества информации, а развивать творческий потенциал, прививать самоцважение.

духовный подъем через образованиеВ развитии личности помогут творческие методы обучения. Занятия спортом, а также медитация, йога и пранаяма могут стать долговременным решением. Очень хорошо добавить в расписание танцы и музыку. А также служение является еще одним замечательным аспектом воспитания: пойти и сделать что-то во благо других. Нужно уделять внимание всем аспектам человеческой жизни, и начинать лучше с самого раннего возраста.

Развивать чувство собственного достоинства и уверенности, ценить то, что имеем, и то, что мы можем сделать, — это тоже очень важно. Ведь если отнять у человека уверенность, то он ни на что не будет способен.

Насущной задачей также является поднятие доверия к сфере образования, углубление корней и расширение видения. Система образования не должна делать из людей фанатиков.

Правильное образование должно воспитывать ум, который был бы свободным, ничем не одержимым, без гнева по поводу прошлого и беспокойства о будущем. Насущная потребность общества состоит в такой системе образования, которая углубляла бы корни и давала бы свежие побеги на дереве, то есть сочетала бы древнее с новым, использовала как древние знания, так и современные инновации».

Шри Шри Рави Шанкар «Познай своего ребенка»

 

Итак, основной вывод (с которым я полностью согласна): образование — это не только накопление знаний, информации, и даже не только освоение практически полезных умений и навыков. Прежде всего — это взращивание человеческих качеств. В этом плане, образование, образованность — это не только результат работы школ, институтов и других официальных структур. Это — результат сотрудничества семьи и общества. Но и отдавать все воспитательные функции исключительно на откуп семьи — неверная стратегия. Именно поэтому, в следующей части я бы хотела поговорить именно о том, какой могла бы быть сфера образования. Продолжение следует!

 

Духовный подъем через образование (часть 2)

духовный подъемВ прошлой статье  мы поговорили о том, что самой важной задачей образования является не столько передача знаний, сколько взращивание человеческих качеств. В продолжение этой темы мне хотелось бы поразмышлять немного о том, как к этому прийти и возможно ли это. Возможно, эти размышления покажутся вам очень утопичными, и всё же предлагаю немного отпустить внутреннего контролера и представить «как если бы…».

Когда я думала об этой теме, меня посещали не только революционные идеи, но и не самые радужные вопросы: Каковы цели системы образования? Какое общество оно хочет получить? Нужен ли государству реально духовный подъем? или выгоднее иметь общество потребителей?

Приходится признавать, что система образования (прежде всего я имею в виду школу/вуз) подчиняется требованиям и заказу государства. И если государство нацелено на создание потребительского общества, то отдельные попытки педагогов-энтузиастов будут в этой системе растворяться как капля в море. Да, они могут раскрыть сердца своих ближайших подопечных — не даром во все века ценили Педагогов с большой буквы. Но перемены на уровне всего общества возможны только в том случае, если произойдет перестройка всей системы (и прежде всего — целей и ценностей тех, кто стоит у руля).

Или всё же возможна трансформация общества через усилия и осознанность отдельных Учителей и Учеников? Оставлю пока этот вопрос без ответа…

На мой взгляд, чтобы образование стало источником духовного подъема общества, очень важно:

- пропитать всю атмосферу школы принципами нравственности, чистоты, осознанности. Пропитать — не значит развесить по стенам агитационные плакаты. Прежде всего, это непростая задача для учителей — стать живыми образцами этих принципов. А сопутствующим фоном должно стать состояние гармонии, счастья, мудрости — чтобы за ними по-настоящему хотелось следовать.

сотрудничество- научить детей сотрудничеству. Сейчас больший акцент делается на соперничество, стремление «стать первым», «добиться большего», без учета того, какими средствами это достигается. Привить вкус к сотрудничеству можно только в совместной деятельности, причем не только учебной, но и досуговой. Кстати, речь идет не только о сотрудничестве между учениками, но и о сотрудничестве учителей с своими подопечными.

- научить ценить такие «не относящиеся к школе» ценности, как семья, родители, дети, здоровье. Давать полное представление о важных жизненных сферах и научить их балансировать (сейчас идет сильный перекос в сторону учеба-работа-деньги/карьера — и многие дети не задумываются о том, как это скажется на их здоровье, личных отношениях, деторождении и заботе о доме).

индивидуальность- видеть индивидуальность ребенка, его уникальные способности, склонности — и учитывать это при выборе тем и формата образования. Целью должно стать максимальное раскрытие творческих возможностей человека (а они есть у каждого, но в разных формах). В идеале, обучившись в такой школе, ребенок уже не испытывает сложностей с выбором профессии, поскольку имеет ясное представление о себе и свободен от комплексов, что одна профессия лучше другой.

- привить вкус к здоровому образу жизни. Речь идет не о физкультуре два раза в неделю. Речь — о том, чтобы регулярные физические нагрузки, здоровое питание, трезвость стали естественной частью жизни — не вынужденной, из-под палки, а осознанной — с ясным пониманием, для чего это нужно.

- и наконец (уже ближе к тому, что мы привыкли ждать от школы), научить детей черпать знания везде. Жить с открытым и гибким умом, защищенным при этом сильным разумом (см.пункты выше). Образование не заканчивается на выпускном вечере; вся жизнь — это источник для познания и развития. И подготовить ученика самостоятельно пить из этого источника — еще одна задача для системы образования.

Как вам такой подход? Буду рада услышать ваши мнения и комментарии.

А для тех, кому такая картина кажется чересчур утопичной, хочу предложить знакомство с одной школой, для которой это всё — не пустые слова, а важнейшие принципы. Продолжение следует!

Духовный подъем через образование (часть 3)

школа щетининаКак я и обещала, продолжаем тему духовного подъема через образование конкретным примером. В первой и второй части этого цикла статей я описывала общие принципы, которые, на мой взгляд, крайне важны в образовании: развитие духовно-нравственных качеств характера, жизненность получаемых знаний и умений, учет индивидуальных особенностей ребенка, сотрудничество и другие. Теперь хотелось бы перейти к примеру того, как это можно реализовать на деле. Реализуются эти принципы в уникальной, ни на что не похожей школе М.П. Щетинина. Помню, что когда я впервые узнала об этой школе (около года назад), меня настолько поразило то, что они делают, что несколько дней я с трудом засыпала, поскольку мои мысли были полностью там. Сегодня я хочу поделиться с вами именно той статьей, которая попала тогда мне в руки и так поразила. Автор ее — Александр Усанин (еще один потрясающий человек, имя которого уже не раз звучало у меня на блоге).

Приведу статью полностью, чтобы не упустить ни одной детали. А в конце вас ждут несколько фильмов об этой школе. Сразу скажу, что мое мнение о школе Щетинина складывалось пока только исходя из этой информации (лично мне там быть не доводилось). Хотя в сети можно встретить много противоречивых мнений (вплоть до того, что эту официально зарегистрированную государственную школу называют сектой). Впрочем, такая участь ждет каждого, кто оказывается экспериментатором, новатором и не боится идти против течения. Единственное, что меня (ка маму) сильно смутило, когда я пыталась ее примерить на себя, — это то, что обучение там организовано в форме интерната, то есть дети надолго разлучаются с родителями. В остальном, те принципы и приемы, которые реализованы в школе Щетинина, меня покорили. И не только замыслом, но и тем, что Щетинин и его команда находят в себе силы и вдохновение это реализовывать. В общем, не буду затягивать — читайте, смотрите. И, конечно же, делитесь комментариями. Что вы думаете о таком подходе? Знаете ли вы другие примеры новаторских школ, направленных на духовный подъем общества?

Школа будущего

ЩетининОт одного из специалистов министерства образования я однажды услышал, что если объединить подходы к образованию академиков Щетинина и Амонашвили, то мы могли бы получить совершенную образовательную систему. Вскоре мне довелось прочитать лекции и провести мастер-класс по кулинарии в школе Щетинина, как ее чаще всего называют, хотя официально она называется «Лицей-интернат комплексного формирования личности детей и подростков» (учреждение Российской академии образования).

Заслуженный учитель России, профессор, академик РАО, Михаил Петрович Щетинин, глядя на систему образования в школе, в 1979 году решил создать кардинально новую педагогическую систему и новые методы работы с детьми. Сначала его школа располагалась в станице Азовской, а с 1993 года она находится в поселке Текос, в живописных предгорьях Кавказа, в 14 километрах от Черного моря.

Что вам можно сказать? Лично я от всего сердца признателен этому самоотверженному человеку, который создал новую прогрессивную и и уникальную систему преподавания принципиально отличную от всего, что мы знали до этого. Дети в его школе учатся с той скоростью, с которой они могут учиться; они изучают предметы так, как им больше нравится их усваивать; в этой школе преподаватели — сами дети, и поэтому неудивительно, что результаты школы Щетинина многих просто ошеломляют.

Для чиновников и бюрократов сама школа Щетинина — нонсенс и головная боль, потому что она ясно доказывает, что шаблонный подход существенно тормозит их развитие, а также лишает преподавателей свободы творчества, «подрезая им крылья». Школа — самое тягостное воспоминание из моего детства, потому что материал, который я сразу же «схватывал» за пять минут, повторяли неделями. И с тоской думал: «Ну, какие же взрослые глупые!..   Если бы дали возможность мне самому изучить все учебники, я бы уже давно сдал все экзамены за десятый класс еще в третьем! Ломоносов же выучил курс десяти лет за два года, и ему дали диплом, — ну, а мы-то чем хуже? И учительница, которая все понимает, объясняет, что ей не разрешать дать нам больше знаний, чем позволит стандартный учебный процесс. Какая тупость!..» Поэтому с легким сердцем и с радостью я пишу вам о школе, в которой, наверное, хотел бы учиться каждый. Тем более, что результаты, которые получает Михаил Петрович Щетинин, более, чем впечатляющие: его воспитанники усваивают курс средней школы  зачастую не более, чем за два года. (!) В его школе было не редкостью, когда дети в 9-11 лет получали аттестат полного среднего образования (думаю, каждый бы им позавидовал!), а еще через пять лет дипломы двух ВУЗов. (Правда теперь, в связи с новым законом, ребенок не может получить аттестат полного среднего образования, если ему еще не исполнилось 14 лет).

В чем секрет и отличие методик образования в лицее Щетинина от методик стандартных общеобразовательных школ? Первым, самым главным отличием здесь является «метод погружения». В школах один предмет изучают в течение недели всего несколько раз, и в течение дня ученик изучает много самых различных предметов. И при этом учителя тратят большую часть урока на повторение пройденной ранее темы, на проверку усвоенного учащимися материала. Здесь ученики изучают один предмет непрерывно в течение нескольких дней, а иногда и неделю. Более того (сядьте прочно, держитесь за кресло!): за одно «погружение» ученики здесь проходят весь объем материала  по данному предмету, предназначенный для усвоения в средней школе за 11 лет! После каждого «погружения» проходит экзамен на уровне ЕГЭ с занесением результатов в сводную ведомость и в зачетную книжку — здесь система оценок подобна студенческой. Учебный отдел лицея отслеживает возраст ребенка, какому классу средней школы он соответствует, отслеживает его успеваемость и выдает ему аттестат соответствующего его знаниям класса. В то же время образовательная методика здесь построена таким образом, что за год каждый воспитанник здесь по несколько раз проходит школьный курс по каждому из предметов так, чтобы через год он мог сдать Единый государственный экзамен по любому предмету. 

Ну и как вам? И это только лишь начало! Дети учатся здесь в группах смешанных возрастов — в «творческих» коллективах, по 6-10 человек в каждом. В одной группе здесь могут учиться дети и 9-, и 12-, и 14-летнего возраста. Состав коллектива может меняться в зависимости от поставленной им задачи, иногда формируются коллективы из детей одного возраста. Группы формируются в соответствии с наклонностями каждого из детей.  Руководство лицея уделяет большое внимание раскрытию индивидуальных способностей каждого их воспитанника. Другой важный и необычный момент: дети сами здесь обучают друг друга. Дети, более склонные к определенным наукам, под контролем опытных педагогов сами в научных лабораториях разрабатывают техники и методики преподавания этих предметов и затем уже обучают других. Каждый ребенок здесь обучается как универсальный учитель, по крайней мере в сфере естествознания: физики, химии, биологии и географии. Дети по-разному могут воспринимать и передавать полученные ими знания. В связи с этим каждый учащийся занимается разработкой «концептов». Концепт — это парадигма, система взглядов на тот или иной предмет и систему обучения. Это своего рода мини-учебники, созданные самими детьми так, чтобы им было лучше понимать эти предметы или преподавать их другим.  Дети сами разрабатывают и печатают эти пособия, зачастую выполненные даже в виде рисунков и диаграмм (все они проходят большой контроль научной части). Поощряется, если ребенок создаст как можно больше концептов по тому или иному материалу и предмету. Некоторые дети даже придумывают по 10-14 способов объяснения какого-либо представленного ими материала. Разработка концептов вызывает большое воодушевление и энтузиазм: это личное видение самого ученика, его взгляд на науку и синтез всех ее составляющих. Кто быстрее и более полно осваивает курс, тот начинает «выдавать» эти знания всем другим, независимо от его возраста. Дети сами решают, когда и какой предмет им изучать, сколько времени им этому уделить. В то же время здесь ежедневно проходят совещания,  на которых профессиональные педагоги (в том числе и из числа выпускников) отслеживают и корректируют учебный процесс. Разные дети успевают по-разному и поэтому те, кто способен усваивать материал раньше, в свою очередь обучают других — так здесь каждый учащийся,  по цепочке, является преподавателем для кого-то другого. В простой школе ученики часто слушают учителей невнимательно, так как вероятность того, что его вызовут к доске в следующий раз, ничтожно мала. Здесь же каждый учащийся жадно впитывает все, что он слышит, потому что он тут же будет объяснять этот материал кому-то другому и, быть может, придумает свой, новый подход для его объяснения. Все ученые знают эффективность такого подхода: если человек объясняет то, что он понял, кому-то другому, эти знания с ним остаются на всю его жизнь — в среднем на 90%.  Просто слушая, мы зачастую фиксируем в памяти лишь 10% информации (а то и меньше).

Здесь главные принципы обучения — это доверие и ответственность. В то же время и педагоги, и дети придумывают новые способы передавать знания так, чтобы процесс обучения проходил в игровой форме. Например, на период погружения всей школы в английский Михаил Петрович может придумать задание — историю про шпиона, который через неделю будет заслан к ним в школу, и для того, чтобы провалить его планы, нужно, чтобы шпион не догадался, что он попал в школу к русским. В игру вовлекаются все: и педагоги, и дети; и в течение всей недели («в целях конспирации» ) даже все разговоры между собой дети ведут на английском — кто на сколько способен.  И поверьте: в такой атмосфере за несколько дней даже мысли у вас перестроятся на английский!  

Очень важно, что здесь девчата обучаются отдельно от мальчиков. И живут они в разных домиках, похожих на сказочные: в «Степном»  доме живут девчата, занимающиеся больше научным блоком, а в «Серебряном» — гуманитарным. Смешанный тип обучения был введен в нашей стране менее сотни лет назад В.И.Лениным, и теперь он стал для нас правилом.  А до того испокон веков мальчики обучались отдельно от девочек — в разных классах или же в разных школах. Это важно по многим причинам: девочки, как правило, развиваются быстрее, чем мальчики, и быстрее усваивают информацию, что ущемляет достоинство мальчиков, естественным образом склонных к лидерству.  И мальчишки в такой ситуации пытаются выделиться на их фоне агрессией, силой. Другой важный, а точнее — важнейший, момент заключается в способности концентрировать все внимание на предмете. Все психологи отмечают, что появление в классе хотя бы одного представителя  противоположного пола тут же в разы понижает способности к обучению. На своем опыте хорошо знаю: если вы читаете лекции в суворовских училищах, или же  в женских образовательных учреждениях, тишина стоит — муху слышно! Но в смешанных аудиториях даже  с меньшим количеством слушателей концентрация на предмете во много раз ниже. И помимо того, в наше время обучение в смешанных классах (наряду с развращением их бесконтрольными СМИ) уже стало причиной многочисленных половых связей.

В лицее большое значение придается истории, народной хореографии, народному пению, русскому боевому искусству, исходя из того, что «если человек не знает своего прошлого, не ценит и не сохраняет культурное и духовное наследие своих предков, он не сможет жить  в настоящем и в  будущем». Даже одного дня пребывания здесь достаточно, чтобы понять, почему это учебное заведение называется «лицеем комплексного формирования личности детей и подростков»: творческому и физическому развитию здесь уделяется большое внимание.

Расписание дня здесь такое:

5:30 — подъем;

6:15 — 7:30 — занятия (учебный процесс);

7:30-8:20 — рукопашный бой (иногда приезжает провести эти занятия известный специалист по бесконтактному бою генерал Кадочников);

8:30 — завтрак;

9:15-11:00 — учебный процесс;

11:30-12:20 — хореография (урок танца и пение);

12:30 — обед;

13:00-15:00 — личное время: в этот промежуток времени ребенок занимается тем, чем ему хочется: может поспать, прогуляться и т.п.;

15:00-17:20 — учебный процесс;

17:30 — ужин;

18:30-19:20 — русский язык (каждый день);

19:30-20:30 — рисунок;

20:30 — «время коллектива»: коллективные совещания, огоньки, планирование следующего дня, подготовка ко сну;

21:30 — отход ко сну: строгий «отбой!» на всей территории лицея для всех.

Каждый день — рисование, рукопашный бой, танцы и пение: здесь считают, что «самый лучший отдых — это смена  видов деятельности»: чтобы дети не уставали от занятий, им периодически нужно переключаться на другие активные, творческие виды досуга. Творческий коллектив лицеистов «Колокола России»приглашают с гастролями по всей стране: Дальний Восток, Нижний Новгород, Пермь, Татарстан, Поволжье, Москва, Санкт-Петербург… Этот творческий коллектив трех направлений: танца, песни, слова. Там все дети танцуют, поют и являются мастерами словесности. Спектр танцев включает в себя как славянскую хореографию (русские народные танцы), так и тюркское (башкирские танцы), горское направление (абхазские, азербайджанские танцы и др.). В состав этого коллектива также входит коллектив «Светозарное войско», где девчата и парни показывают танцы с шашками, мастерство рукопашного боя.

Лицеисты здесь учатся и живут в зданиях, которые они построили своими руками, по своим собственным архитектурным проектам,  и которые они сами отделали полностью изнутри и разрисовали картинами. Каждый ребенок, который учился здесь, разрисовал хотя бы один кирпичик в гостиной.  Это школа, где дети живут полноценной, самостоятельной жизнью: они сами готовят (готовят на кухне воспитанники, прошедшие обучение и практику в профтехучилище и имеющие дипломы; дети помладше им помогают), сами стирают и убирают. Ни учащиеся, ни педагоги не употребляют спиртное и не едят мясо. И, конечно же, здесь никто не курит. И поэтому все в школе просто светятся добром и здоровьем.

Детей принимают в лицей на базе начальной школы: он должен хотя бы уметь читать, писать и считать. Ребенок принимается только после серьезного собеседования с Михаила Петровича Щетинина с ним и с его родителями. После собеседования ему могут предложить пожить три дня в наиболее подходящем ему коллективе. В течение этих трех дней оценивают, сможет ли он жить в этих условиях, вписывается ли он в коллектив, нравится ему здесь или нет. Разумеется, в интернате может жить не каждый: бывает, что дети возвращаются домой, проучившись в лицее несколько месяцев или полгода.  Дети скучают по родителям также, как и везде. На летние и зимние каникулы они уезжают к родителям (зимние каникулы здесь длятся месяц); для тех детей, родители которых живут далеко (в Германии или на Дальнем Востоке), время каникул может быть продлено. Родители также часто сюда приезжают и могут забрать ребенка на несколько дней, остановившись в  ближайших курортных поселках — в Архипово-Осиповке или в Кринице.

Получив аттестат 9- или 11-го класса, ученик получает целый список направлений, куда он может пойти учиться очно или же остаться и работать в стенах лицея, выезжая лишь сдавать сессии, в зависимости от условий договора с университетом (некоторые ВУЗы посылают своих педагогов в Текос принимать экзамены у студентов на месте).

Лицеисты называют студентов здесь по имени-отчеству,признавая их заслуги: стать студентом здесь очень почетно. В лицее заключены договора со многими ВУЗами и профтехучилищами: Ростовским государственным строительным университетом (инженеры, проектировщики, архитекторы), Российским университетом дружбы народов (экономика и юриспруденция),  Набережночелнинским государственным педагогическим институтом (педагогическое направление: филология, история,географический факультет и другие), Белгородской сельскохозяйственной академией (агрономия, зооинженерия, зоология, землеустройство и кадастр, муниципальное управление). Многие лицеисты учатся сразу на двух факультетах в двух разных ВУЗах. Например, кто-то может учиться в аграрном, и одновременно — на юридическом, а до этого уже получив диплом повара — кондитера и мастера — отделочника. Это нормальный для всех здесь процесс.

До последнего времени лицей существовал автономно: госструктуры отказывались финансировать эту необычную экспериментальную школу, где училось свыше 300 человек; в связи с переходом на государственное финансирование к лицею теперь предъявляются особые требования: по условиям санэпидемстанции в нем может проживать и учиться 120 детей. В связи с этим председатель Счетной палаты России Сергей Вадимович Степашин подарил лицею еще один новый дом и библиотеку, и сами лицеисты строят еще несколько новых домов для желающих поступить сюда на учебу.

Дружба, зародившаяся в стенах школы Щетинина, сохраняется на все время: многие из выпускников приезжают в лицей в гости, помогают финансово. Многие из них- инженеры, проектировщики, строители, работают в «УралГазСервисе» и «СпецСтроеРоссии»; много выпускников этой школы работают в администрациях городов Краснодарского края. По завершении обучения у детей здесь не бывает проблем  с трудоустройством: все они очень востребованы благодаря многим хорошим качествам и ответственности; есть учреждения, которые постоянно обращаются именно в этот лицей с просьбой помочь им решить кадровый вопрос.  Но и без этого многие выпускники, «выйдя в открытое плавание», без труда находят свое место в жизни.

Разумеется, тиражировать опыт Щетинина очень трудно, потому что в этом лицее все основывается на личностных качествах педагогов, на их возвышенном мировоззрении и самопожертвовании себя делу, которому они себя посвятили: воспитанию нового достойного поколения для России. В то же время мы очень надеемся, что этот опыт разумные люди и педагоги смогут использовать ради блага детей. Вот основная мысль, которую пытается донести Михаил Петрович до всех нас своей Школой Жизни, этим чудо-лицеем: «Каждый ребенок — это личность, и независимо от того, какой социальный статус он занимает, он способен к творчеству, к самовыражению, к самопроявлению». В этом лицее детей учат верить в себя, в свои силы и творить в окружающем мире Пространство Любви.

P.S. Хотим выразить особую благодарность Наталье Трофимцовой, сотруднице этой школы, за помощь в подготовке этого материала.  

Автор статьи: Александр Усанин

Источник: http://usanin.com/

А вот фильм о школе Щетинина:

С ОГРОМНОЙ БЛАГОДАРНОСТЬЮ К ОЛЬГЕ БРАГИНОЙ и САЙТУ «ВМЕСТЕ РАСТЕМ»

похожие записи

сохранить этот пост у себя:

 Оставить комментарий

(required)

(required)

   
© 2017 Волшебный мир Алиши Suffusion theme by Sayontan Sinha