Умение видеть

Многие обладают природным вкусом, но не знают об этом, потому что их «видящий» глаз дремлет. Нужно его будить. Как? Дать ему альтернативу: показать пятьсот картин, объяснить, чем они отличаются и в чем сходны, рассказать об их значении. Помочь не только понять, но и прочувствовать значительность того, что кажется абсолютно условным. Только альтернатива способна открыть, возможно, спящий, но способный отличать прекрасное глаз. Она дает шанс полюбить то, что выглядело несуразным и бессмысленным, потому что просто было непонятным.

Нельзя полюбить Бетховена, если всю жизнь слушал только игру на гармошке. Чтобы его полюбить, необходимо слушать.

При­чем слу­шать си­сте­ма­ти­че­ски, с нуж­ным объ­яс­не­ни­ем. То­гда по­явит­ся сим­па­тия, а мо­жет, впро­чем, и не по­явит­ся, но за­то мож­но бу­дет с уве­рен­но­стью ска­зать, что пред­по­чи­та­ешь иг­ру на гар­мош­ке — с уве­рен­но­стью, по­то­му что зна­ком и с дру­гой му­зы­кой.

Па­ра­диг­мы узна­ва­ния ше­дев­ров нет, и нель­зя за несколь­ко за­ня­тий стать про­фес­си­о­на­лом-ан­ти­ква­ром, но зна­ко­мить­ся с ис­то­ри­ей ис­кусств необ­хо­ди­мо хо­тя бы для то­го, что­бы по­нять, что дей­стви­тель­но нра­вит­ся, что­бы по­лю­бить неожи­дан­но для се­бя Ан­дреа Пал­ла­дио и Джо­ван­ни Бел­ли­ни, ко­гда ка­за­лось, что сим­па­тию вы­зы­ва­ли толь­ко шиш­кин­ские «миш­ки».

Этот при­об­ре­тен­ный вкус, ко­неч­но, не бу­дет пы­лить­ся в ожи­да­нии то­го, по­ка вы ре­ши­те ку­пить до­мой кар­ти­ну. Он неза­мет­но ста­нет по­мо­гать в обу­строй­стве до­ма, вы­бо­ре ре­сто­ра­на для ужи­на и да­же во вре­мя шоп­пин­га.

Вос­пи­та­ние де­тей

Раз­би­рать­ся в ис­кус­стве — зна­чит иметь воз­мож­ность раз­вить вкус и у ре­бен­ка. Де­ти впи­ты­ва­ют то, что их окру­жа­ет. Все, что они ви­дят в дет­стве, вспо­ми­на­ет­ся по­том с неж­но­стью. По­это­му важ­но сле­дить за тем, что­бы то, что они ви­дят и слы­шат, бы­ло пре­крас­ным не толь­ко в их вос­при­я­тии.

Зна­ко­мить де­тей с сю­же­та­ми ми­ро­во­го ис­кус­ства мож­но с по­лу­то­ро­го­до­ва­ло­го воз­рас­та. Слож­ные се­мей­ные от­но­ше­ния гре­че­ских бо­гов и ос­но­вы хри­сти­ан­ской мо­ра­ли мо­гут спер­ва по­ка­зать­ся слож­ны­ми для дет­ско­го вос­при­я­тия. Но это не так. Фрес­ки Дж­от­то, на­при­мер, ста­нут пре­крас­ны­ми ил­лю­стра­ци­я­ми к еван­гель­ским рас­ска­зам. В них нет на­во­дя­ще­го страх на­ту­ра­лиз­ма се­вер­но­го воз­рож­де­ния или эмо­ци­о­наль­но­сти ба­рок­ко, но есть по-на­сто­я­ще­му дет­ская це­ло­муд­рен­ность, се­рьез­ность, а глав­ное — по­нят­ность и за­ни­ма­тель­ность.

С на­се­ле­ни­ем ан­тич­но­го пан­тео­на де­тей зна­комь­те по пе­ре­ска­зам Ни­ко­лая Ку­на, ил­лю­стра­ции к ко­то­рым лег­ко по­до­брать са­мо­сто­я­тель­но. На­при­мер, на сай­те theoi.com, где есть рос­кош­ная под­бор­ка гре­че­ских и рим­ских па­мят­ни­ков, пре­жде все­го ва­зо­пи­си и мо­за­и­ки на все ми­фо­ло­ги­че­ские слу­чаи.

А еще устрой­те экс­кур­сию в мир ми­фов по экс­по­на­там му­зеев. Слож­но, ко­неч­но, най­ти че­ло­ве­ка, ко­то­рый мо­жет дол­го удер­жи­вать вни­ма­ние ре­бен­ка. Но толь­ко ес­ли этот че­ло­век не вы са­ми!

Никакой экскурсовод так не увлечет ребенка, как мама или папа, рассказывающие увлекательные истории о том «огромном белом дяденьке».

Скульп­ту­ру, кста­ти, смот­реть ис­клю­чи­тель­но в му­зее, не на ком­пью­те­ре. Там ин­те­рес­нее: они боль­шие и за­во­ра­жи­ва­ю­щие.

Сво­бо­да пу­те­ше­ствий

Пу­те­ше­ство­вать по Ев­ро­пе, не зная ни­че­го об ан­тич­ном и сред­не­ве­ко­вом ис­кус­стве — все рав­но, что хо­дить по му­зею с за­кры­ты­ми гла­за­ми. Неком­пе­тент­ные ту­ри­сти­че­ские агент­ства стро­ят марш­ру­ты, ру­ко­вод­ству­ясь сво­и­ми ин­те­ре­са­ми, ко­то­рые не сов­па­да­ют с ин­те­ре­са­ми на­ши­ми, о ко­то­рых, прав­да, мы очень ча­сто про­сто не зна­ем. Едем, ку­да ве­зут, смот­рим, ку­да по­ка­зы­ва­ют.

Че­ло­век под­го­тов­лен­ный вряд ли бу­дет тра­тить вре­мя на про­топ­тан­ные ту­ри­ста­ми тро­пин­ки. Что­бы по­смот­реть, на­при­мер, на фран­цуз­скую го­ти­ку, он не ста­нет тол­пить­ся у Нотр-Да­ма, а от­пра­вит­ся в Сен-Кан­тен, Амьен, Ну­ай­он, Бо­ве, Сан­лис, Суас­сон и Санс (все неда­ле­ко от Па­ри­жа), со­бо­ры ко­то­рых ни в чем усту­па­ют при­ста­ни­щу Ква­зи­мо­до. Зна­ком­ство с Зам­ка­ми Лу­а­ра для него не бу­дет огра­ни­че­но Шо­мо­ном и Ше­нон­со (есть еще Та­вант, Пу­а­тье, Гар­танп, Ам­бу­аз, Со­мюр, Блуа — и это да­же не по­ло­ви­на).

Юг Франции перестанет быть только морем, Марселем и Ниццей, а откроет старые римские города Арль, Ним, Фрежюс, Камарг, с массой антикизирующих памятников и, конечно, Авиньонсий дворец, где больше ста лет жили Папы.

Ита­льян­ской ро­ман­ти­кой же он по­едет лю­бо­вать­ся на се­вер Ита­лии: из Ми­ла­на в Ве­не­цию че­рез Па­вию, Мо­де­ну, Пар­му, Фер­ра­ру и Бре­шиа. И для него не сек­рет, что в Ве­не­ци­ан­ской ла­гуне, кро­ме ост­ро­ва Му­ра­но, ку­да все от­прав­ля­ют­ся за стек­лом, есть еще Бу­ра­но и Тор­чел­ло, где ви­зан­тий­ские па­мят­ни­ки и мо­за­и­ки со­хра­ни­лись луч­ше, чем в са­мом Кон­стан­ти­но­по­ле.

Сам се­бе экс­кур­со­вод

Сред­няя экс­кур­сия — рас­сказ на­зыв­но­го жан­ра: «по­смот­ри­те на­ле­во, по­смот­ри­те на­пра­во, это на­пи­са­но в та­ком-то го­ду та­ким-то ху­дож­ни­ком, а это та­ким-то в та­ком-то». Мы смот­рим на кар­ти­ны, мо­жет быть, да­же за­по­ми­на­ем ав­то­ров и вре­мя со­зда­ния, но эти зна­ния по­ви­са­ют в воз­ду­хе и быст­ро уле­ту­чи­ва­ют­ся.

Знание истории искусств дает возможность понять, что любая картина встроена в исторический контекст, что у живописи в разное время были разные функции.

Рас­смат­ри­вая кар­ти­ну на му­зей­ной стене, нуж­но по­ни­мать, для ка­ко­го ме­ста ее со­зда­ва­ли: ал­та­ря, свет­ской ком­на­ты, вы­став­ки или для эпа­та­жа.

А как при­ят­но уметь вос­ста­нав­ли­вать сре­ду, в ко­то­рой про­из­ве­де­ние ис­кус­ства бы­ло со­зда­но. Знать, где вы­рос за­каз­чик кар­ти­ны, че­го он тре­бо­вал от ху­дож­ни­ка, как этот ху­дож­ник ра­бо­тал: в чем он был огра­ни­чен, а в чем сво­бо­ден.

Все зна­ют, что был ко­гда-то Лео­нар­до, и что он на­пи­сал Джо­кон­ду. Но по­че­му имен­но ее? По­че­му имен­но в на­ча­ле XVI сто­ле­тия? По­че­му лю­ди не пи­са­ли та­ких кар­тин за сто лет до него и по­че­му пе­ре­ста­ли че­рез сто лет по­сле? А глав­ное, по­че­му в го­ло­ве не оста­лось ни­че­го из то­го, что вы ко­гда-ли­бо слы­ша­ли и чи­та­ли об этом? От­вет прост: зна­ния об ис­кус­стве нуж­да­ют­ся в си­сте­ме (ос­нов­ные ре­а­лии, пе­ри­о­ди­за­ция, ис­то­рия) — в сет­ке, «ячей­ки» ко­то­рой лег­че за­пол­нить кон­крет­ны­ми зна­ни­я­ми. Зная ос­но­ву (до­ста­точ­но про­смот­реть кон­крет­ные фак­ты), вы смо­же­те от­де­лить­ся от груп­пы и про­ве­сти ку­да бо­лее за­ни­ма­тель­ную пер­со­наль­ную экс­кур­сию для сво­их дру­зей.

Уви­деть связь

Хо­чет­ся «чи­тать» кар­ти­ну — что­бы ее де­та­ли го­во­ри­ли, что­бы пер­со­на­жи ожи­ва­ли и рас­ска­зы­ва­ли о се­бе, рас­кры­вая сим­во­ли­че­ские и не очень смыс­лы. А это невоз­мож­но без по­ни­ма­ния и узна­ва­ния сю­же­тов.

Классическое искусство, на самом деле, практически целиком посвящено либо библейским сюжетам, либо мифологическим. Важно научиться увидеть разницу в том, как они подаются, как их видят художники разных эпох.

Про­сле­див ме­та­мор­фо­зы сю­же­та во вре­ме­ни, не слож­но ста­но­вит­ся из­вле­кать смысл и вни­кать в за­дум­ку авто­ра.

Же­ла­ние уметь от­ли­чать сти­ли и знать их по­сле­до­ва­тель­ность то­же за­став­ля­ет нас об­ра­тить­ся к ис­то­рии ис­кусств. Гре­че­ский храм — это не толь­ко ко­лон­ны и фрон­тон, это и скульп­ту­ры внут­ри, и по­свя­щен­ный Афине гимн, и одеж­да жри­цы, и рос­пись ва­зы, ко­то­рую она несет в ру­ках. Так же как мо­дер­но­вый особ­няк — это и сти­хо­тво­ре­ние Бло­ка, и кар­ти­на Вру­бе­ля. Все, от вит­ра­жа до шпиль­ки в во­ло­сах да­мы, ко­то­рая вхо­дит в это зда­ние, все свя­за­но од­ним об­щим чув­ством сти­ля опре­де­лен­ной эпо­хи. По­ни­ма­ние это­го,уме­ние уви­деть об­щее и объ­еди­ня­ю­щее все про­из­ве­де­ния ис­кус­ства, со­здан­ные в это вре­мя, даст воз­мож­ность по-но­во­му по­смот­реть на фа­сад, ми­мо ко­то­ро­го хо­дишь каж­дый день или рас­крыть с неожи­дан­ной сто­ро­ны лю­би­мую чи­тан­ную-пе­ре­чи­тан­ную книж­ку.

Сто­ит ли го­во­рить об ис­кус­стве со­вре­мен­ном, ко­то­рое на­столь­ко ал­лю­зив­но, что по­нять его без бэк­гра­унда прак­ти­че­ски невоз­мож­но.

http://seasons-project.ru/life/life-travel/mood/pochemu-vazhno-razbiratsya-v-iskusstve

похожие записи

сохранить этот пост у себя:

  2 комментариев to “Почему важно разбираться в искусстве”

  1. Алиша, вот я полностью с тобой согласна. Но у меня столько вопросов, столько непонятностей.
    Я недавно начала рисовать. И как-то именно в связи с этим у меня проснулся интерес к искусству. Да, раньше как-то мне по-боку было. Спасибо, хоть журнал AD хоть немного и ненавязчиво меня в этом смысле образовывал.
    НО как только начинаю искать что-то систематичное, чтобы начать разбираться в искусстве, обязательно натыкаюсь на скуку и уныние.
    Вот недавно, попыталась посмотреть передачу на канале Культура. Был документальный фильм о русском художнике (обидно, забыла фамилию) современнике Репина. Не помню, точно был ли он среди передвижников, или так просто дружил с Репиным :)
    Так вот. Вообще у него жизнь была интересная. И картины удивительные. Но об это обо всем диктор читал пафосным голосом, с претензией на артистизм. Слушать было глупо и невозможно.
    Вот как и где искать источники, из которых самообразовываться будет интересно?

    • Наташ, мне кажется, у всех по разному. Что одного завораживает, то другому будет казаться скучным, вопрос восприятия (и голоса, и манеры преподнесения). Например (не о художниках), я о Максимилиане Волошине готова смотреть и слушать в любом виде, ибо это Мой поэт… Так что свое можно найти только методом поиска, перебора кучи информации. Только так :)

 Оставить комментарий

(required)

(required)

   
© 2016 Волшебный мир Алиши Suffusion theme by Sayontan Sinha