Что ценится в нашем мире дороже: имя или искусство? То, что творится людьми или те, кем творится? Многие ли люди на самом деле способны распознать красоту — в музыке, живописи, литературе и так далее — действительно шедевр, для глаз, ушей, для сердца, для ума. Или в погоне за обладанием-прикосновением к творению под чьим-то авторитетным именем всё равно, что там подается?
На двух наглядных примерах (а их гораздо больше) можно сделать вывод: внешнее часто затмевает внутреннее и мало кто способен незамутненно воспринять действительно гениальное, не купиться на подделку. Смотрите сами…





Очень показательно, не так ли? Даже если конкретно этот случай — фейк, я сама видела, КАКИЕ творения подаются под видом искусства. И разбираются, оттого, что имя автора у всех на слуху, а значит — круто и заведомо гениально. И имя это далеко не всегда творчеством заработано. Вы заметили, как люди, едва ставшие известными в любой области, тут же начинают спешно творить в других областях, ставя при этом немаленькую цену.
Я могу говорить лишь о литературе, потому что мне это ближе. Я читаю из интереса книги людей, не имеющих к писательству отношения, но вдруг начинающих писать, пока на гребне славы, так сказать. Мемуары, поучения, просто художественные вещи. Считается, что писать легко, в случае чего редактора поправят. или вообще можно нанять человека, который всё напишет, что надо, а под известным именем купят обязательно преданные фанаты. И вот читаешь порой и думаешь: ну почему «литературного негра» не нанял(а), зачем сам(а) написал(а)??? Косноязычие никогда не будет в моде. А редактора… сколько их повесилось, пытаясь переправить такое? В конце концов плюнули и сдали в печать, как есть. Порой даже в авторитетных издательствах пропускают и опечатки, и кривые выражения. Я промолчу про категорию известных, которые, пользуясь случаем, издают вдруг то, что писали ещё учась в школе. Без правок, без редактуры стиля и языка, вот прямо как было написано в 7 классе, так и издали…. (дальше идет поток выражений, выданных измученным мозгом читателя). Скажете: не нравится — не читай. Не читаю, просто пробую на вкус и бросаю, когда понимаю, что несъедобно. Иногда дочитываю до конца и приятно удивляюсь, говорю: «да, талантливый человек талантлив в всем!». Но, впрочем, я не об этом сейчас.
Под «именем» или легендой можно всё, что угодно, назвать великим творением. Удивительно, что люди смотрят, внутренне сопротивляются, но ведутся. Говорят: «да-да, великолепно, нечто новое в искусстве, порыв…» А если нет имени, что на слуху, вряд ли продадите неплохое творчество выше приемлемого минимума (то бишь траты на материалы и немного за работу). Потому настоящие творцы остаются в забвении, пока счастливый случай не предоставится и не заметит их какой-то действительно человек со вкусом, меценат, имеющий финансовую возможность вывести творца на свет общественного восприятия. Я столько вокруг себя вижу действительно Творцов-трудяг, о которых никто не знает, но они тихонечко наполняют мир красотой, живут скромно, мечтая о возможностях, которые пока им недоступны. И я стараюсь писать о них, чтоб все узнали, чтоб раскрыть горизонты таким людям.
А рассказать, для сравнения, я хотела об одном социальном эксперименте.

«Человек стал на станции метро в Вашингтоне и начал играть на скрипке, это было холодным январским утром. Он сыграл шесть пьес Баха около 45 минут. За это время, так как это был час пик, мы подсчитали, что 1100 человек прошли через станцию, большинство из них по пути на работу.
Три минуты прошло, и мужчина средних лет заметил музыканта. Он замедлил свой шаг, остановился на несколько секунд, а затем поспешил по своим делам
Минуту спустя скрипач получил свой первый доллар: женщина бросила деньги в кейс и не останавливаясь ушла.
Через несколько минут, кто-то прислонился к стене, чтобы послушать его, но посмотрев на часы убежал. Скорее всего, что он опаздывал на работу.
Тот, кто обратил больше всего внимания — было 3-летний мальчик. Но его мать утащила его за собой, Так же себя повели и несколько других детей. Но все родители, без исключения, заставляли их двигаться дальше.
За 45 минут пока музыкант играл, только 6 человек остановились и остались на некоторое время. Около 20 дали ему денег, Он собрал 32 доллара, но все продолжали идти своим обычным шагом.
Когда музыкант закончил играть, никто не заметил. Никто не аплодировал, не было никакого признания.
Никто не знал этого, но скрипачом был Джошуа Белл, один из самых талантливых музыкантов в мире. Он только что сыграл одну из самых сложных частей из когда-либо написанных, на скрипке стоимостью 3,5 миллиона долларов.
За два дня до игры Джошуа Белл в метро все билеты на его концерты были распроданы в театре Бостона, где стоимость одного места составляла в среднем $ 100.

Проект «Джошуа Белл играет инкогнито в метро» был организован газетой Washington Post, как часть социального эксперимента, о восприятии, вкусе и приоритетах людей.
Задача эксперимента была в следующем:
В обычной среде, в неподходящий час можем ли мы воспринимать красоту.
Как мы реагируем, и что делаем чтобы понять это? Признаем ли мы талант в неожиданной обстановке?

Один из возможных выводов из этого опыта может быть:

Если мы не находим одну минуту, чтобы остановиться и послушать одного из лучших музыкантов в мире, который играет лучшую музыку из когда-либо написанных, как много важного в этой жизни мы способны не заметить?»

Не забудется лицо той женщины, что на пару с мужчиной остановились и слушали, эти глаза, полные восхищения, она едва не плакала. Но неужели она одна такая на тысячу бегущих мимо?? Люди выкладывают тысячи, чтоб прийти в концертный зал на известного музыканта, а его же в метро, бесплатно, не слышит никто, хотя не изменилось его мастерство ничуть. Хотя, если бы там объявили бы, что играет тот-то и тот-то, наверняка, собралась бы толпа. Чтоб приобщиться. Чтоб потом говорить: » я опоздал потому, что в метро выступал Сам Великий…» И его простили бы. А сказать: «в метро чудесно играл незнакомый музыкант, я заслушался» — никто не поймет. Или вовсе не стоит останавливаться, зачем, лучше надеть наушники, в которых играет кто-то признанный.
Люди, вы разучились слышать, видеть, воспринимать действительно высокое, реально чудесное, мастерски сделанное, будоражащее? Суррогаты вызывают больше эмоций…
Остановитесь в следующий раз, когда поймете, что рядом творится что-то из сердца, что-то действительно гениальное! Прислушайтесь, забудьте все критерии и шаблоны, которым вас учили. Просто отдайтесь чужому творчеству. И если оно действительно проникнет в самый тайный уголок души, станьте хотя бы одним из благодарных зрителей/слушателей/обладателей этого волшебства. Творцу ведь ценен каждый взгляд, наполненный пониманием и восхищением. Не приумножайте подделки, суррогаты, дешевку «на бегу», то, что идет от желания нажиться и обмануть душу. Даже если оно исходит от прославляемых всеми. Такие вещи погружают в «слепоту» чувства, восприятие, притупляют рецепторы, этакий фаст-фуд для тонкого тела. Научитесь же чувствовать душой, видеть сердцем…

Кстати, ЕЩЁ для самообразования рекомендую почитать статью о китче. Параллельная тема, можно сказать, очень перекликается.

Китч (польск. Kicz, из нем. Kitsch — «поделка, дешевка») — суррогат композиции, произведение искусства, в котором художественные ценности в значительной мере подменяются или вытесняются спекулятивными, утилитарными, прагматическими. ВОТ ЭТА СТАТЬЯ.

похожие записи

сохранить этот пост у себя:

  2 комментариев to “Имя или искусство?”

  1. Действительно, так и есть. Сейчас Имя значит больше того, что оно собою несет… Такое время.

    • Всё делают люди. Светик, я верю в то, что ценить настоящих творцов будут скоро, а не подделки… :)

 Оставить комментарий

(required)

(required)

   
© 2018 Волшебный мир Алиши Suffusion theme by Sayontan Sinha