Об этом уже сказано-пересказано. и не только мной, но и кучей других людей, которые учат своих детей дома. Однако вопросы такого типа задаются первыми, как только кто-то узнает, что мои дети не ходят в школу. И хоть отвечать уже устала, но всё-таки буду. На этот раз отвечу словами Эмбер Акоста, мамы и учителя. Итак, читайте:

http://deti-v-islame.livejournal.com/5279.html:

«Недавно в одной из групп в фейсбуке моя знакомая Эмбер, мусульманка из США, живущая сейчас в Каире, написала интересный пост. Я не смогла пройти мимо и попросила ее разрешения сделать перевод и разместить пост на нашем сайте. Замечу, что Эмбер – учитель с многолетним опытом работы, которая выбрала для своего сына именно семейное, внешкольное обучение.

«Мне становится смешно, когда люди с обеспокоенным видом спрашивают меня о социализации. Будто бы я обязана отправить сына в школу, где он «социализируется» и научится вести себя как другие дети. Нет уж, спасибо! А как вам аргумент насчет «он будет интровертом и стеснительным»? Ну, во-первых, мой сын не такой. Я очень долго работала учителем и могу точно сказать: стеснительные дети – они стеснительные. Школа это не изменит! Это черта характера. Стеснительные дети, которых я учила в школе, были стеснительными первый год, и второй, и третий, и так далее. И что с того? Что плохого в том, чтобы быть стеснительным? Я была такой, когда была моложе, и когда меня забрасывали в комнату, полную детьми, это не избавляло меня от стеснительности.

Вопрос о социализации мне кажется забавным. Будто бы люди, которые никогда не ходили в обычную школу, социально неадекватны. В реальной жизни, именно потому, что мой ребенок не ходит в школу, он каждый день сталкивается с разными людьми разных возрастов – с младенцами и взрослыми, рабочими и тренерами, фермерами и инженерами. Он умеет найти общий язык со всеми и каждым. Как этому можно научиться, проводя каждый день в комнате с двадцатью сверстниками? Так что не спрашивайте хоумскулеров о социализации, если только не хотите показаться смешным.

Социализация может иметь разные формы. Мне кажется, это не обязательно должны быть какие-то специально организованные детские встречи или большая семья. По факту, мы не используем никакой из этих вариантов. У моего сына нет братьев и сестер, нет кузенов, с которыми он бы мог регулярно видеться, или большой семьи (кроме как взрослых родственников, с которыми мы встречаемся время от времени). Мы не прилагаем усилия, чтобы специально организовывать встречи для детских игр. Если появляется шанс встретиться с друзьями, у которых есть дети – мы это делаем. Если нет, значит нет. Время от времени мы завозим сына на детскую площадку поиграть. Он ходит в футбольную секцию. Иногда он играет с соседскими детьми, если получается их застать во дворе. Мы не переживаем по этому поводу. Большая часть запланированных выходов на люди в нашей семье происходит по выходным, так как в рабочие дни мы работаем. Я не вижу в этом ничего неправильного.

Почему считается, что дети-хоумскулеры обделены работой в команде, в соревнованиях и выступлениях? Домашнее обучение не значит сидеть дома одному. Домашнее обучение – это как раз выход за пределы дома, за пределы школы.

Работа в команде может происходить как внутри семьи (вместе приготовить обед, убраться в доме, ухаживать за садом), так и в спортивной секции, кружках скаутов, религиозном кружке или других подобных местах.

Соревнования также происходят не только в школе. Если ваш ребенок ходит в спортивную секцию, он столкнется с большим количеством соревнований – я думаю, не важно, в какой стране вы живете, везде можно найти возможность отправить ребенка хотя-бы в одну спортивную секцию. Хоумскулеры в США участвуют в конкурсах рассказов, рисунков, заучивания Корана и т.д.

Сколько раз ваш ребенок выступал в школе на протяжении года? Я не знаю таких школ, где у ребенка была бы возможность выступать более чем раз или два раза в год, если только это не специализированная школа искусств. Если вы ходите на хор, у вас будут выступления с хором. Многие хоумскулеры берут уроки театрального искусства или ходят в театральный кружок, и участуют в театральных постановках. Ни для одного из перечисленных занятий не нужно посещать школу.

Не надо думать, что дети на семейном обучении закрыты в своих домах с родителями. Я не знаю даже, с чего начать, чтобы описать, с каким количеством людей регулярно общается мой сын. С каждым из взрослых, с кем он видится, он общается и чему-то учится у него. Будь то бабушка, работник банка, работник нашей фермы, люди, с которыми мой муж ведет бизнес, стоматолог и так далее… он впитывает информацию от каждого, и это – настоящая школа жизни. В более формальном смысле, хоумскулеры учатся у тренеров, репетиторов, учителей (Корана, искусства и т.п.) Есть множество возможностей для этого. У нас нет хоумскулерской тусовки тут в Каире, но я не расцениваю это как трудность. Я расцениваю это как перспективу. Для меня более трудным (и стрессовым) было бы постоянное взаимодействие со школой, в которой ни я, ни мой сын не влият на то, кто его учит, чему он учится и на что тратит время. Это беспокоило бы меня каждый день, особенно учитывая, что я учитель и работаю в сфере образования. У меня высокие критерии, и в школе ничего не будет именно так, как бы мне хотелось. Для меня то, с чем мы сталкиваемся в домашнем обучении, нельзя назвать трудностями, а скорее пространством для возможностей роста, а пределом может быть разве что небо.»

Эмбер Акоста,
мама-мусульманка, учитель
переведено для сайта http://deti-islam.com

Так что нет никакой проблемы. И я с этим полностью согласна!

похожие записи

сохранить этот пост у себя:

  6 комментариев to “Проблема социализации на домашнем обучении”

  1. Я в общем сторонник «социализации». Но почитав этот текст подумала, что это ведь в школе учать сравнивать, делить на «плохо-хорошо», «правильно-неправильно». Это ведь школьная социализация учит бояться ошибок, показаться не таким как все, искать одобрения у учителей и сверстников, порой ценой собственных интересов ребенка.
    Поэтому да. Большой вопрос, надо ли стремиться социализировать ребенка через школу.
    Но бОльшая часть людей застряла в своих стереотипах, и ни за что не хочет с ними расставаться. Хотя какая мне разница до этой самой большей части.

    • Ох, Наташ, да. Спасибо за поддержку!
      Иногда я рассказываю людям о том, каким общительным и раскованным Миша пошел в школу, как на первом самом уроке Окружающего мира он взахлеб рассказывал классу и учительнице о планетах нашей солнечной системы… и как он изменился к 4 классу, стал тихим, социопатичным, принялся сторониться сверстников. Хотя по сути он лидер — но позитивный лидер, творящий, без драк и подколок — он просто не понимает их. А в классе воцарилась система «джунглей», где выживает не умнейший даже, а сильнейший и наглейший… Плюс авторитарные кричащие учителя. Долго потом отходи. Сейчас за стенами школы снова прежний дружелюбный и веселый Мих, который не имеет проблем с людьми любого возраста, а в школе замыкается, боится учителей. Я бы могла некоторые школы сравнить с тюрьмами и задать встречный вопрос людям: а почему бы для полной необходимой социализации вам не посидеть в тюрьме, тоже ведь школа жизни?
      К слову, социализация через дополнительные, творческие школы и кружки гораздо более конструктивная и полезна ребенку.

    • Как будто про моего сына пишешь, Алиша!!!
      К слову сказать, именно эта треклятая социализация и стоит краеугольным камнем в нашем решении перевести на СО… Я все никак не могу созреть пост оформить, боюсь таких вот социализаторов )) Что придется с ними спорить, доказывать что-то…. Мне все сразу про армию начинают вещать.

      • Ириш, не бойся. Когда идешь вне системы — они будут всегда поблизости, просто воспринимай спокойнее, каждый ведь ратует за свою систему ценностей. Привычную. А ещё бывает, что подсознательно люди чувствуют, как лучше, но не могу себе этого позволить и злятся на тех, кто решается, стараются внушить не другим, а себе в первую очередь обратное…
        Рерих сказал: «Чем выше идеал, тем больше псов его облаивает»!

  2. Действительно, на мой взгляд, «социализация» — это последний аргумент сторонников делать «как принято». Хотя, он тоже не вполне состоятельный.
    А вообще — каждый сам выбирает, как растить ребенка. Кому-то действительно нужна школа, а кому-то нужнее мамимо и папино воспитание и какие-то кружки …
    Меня тоже часто спрашивают, мол, как же без садика мы «социализируемся». Я отвечаю — у нас есть детская площадка и мои подруги со своими детьми. Этого общения ребенку-дошкольнику более чем достаточно.

    • О, да, Свет, более чем! Есть, конечно, активные дети, которым прямо-таки нужна толпа других детей и в садике они себя превосходно чувствуют, но это редкость и по маме скучают всё равно в таком возрасте, мама должна быть поблизости. Ведь как бы ни был хорош садик — он отрывает ребенка от семьи и неслабо…

 Оставить комментарий

(required)

(required)

   
© 2018 Волшебный мир Алиши Suffusion theme by Sayontan Sinha