Итак, минуло 3 года с тех пор, как мы перевели своих мальчиков на семейное обучение, как форму образования. Можно подвести уже кое-какие итоги, я считаю.
Что нас сподвигло? Несовершенство школьной образовательной системы. Садистский подход к детскому организму ежедневно: часовые просиживания за партой, питание кое-как, нервотрепки с учителями и одноклассниками. Когда старшенький, Миша, пошел в первый класс — это был совсем другой ребенок (любознательный, общительный с яркими задатками лидера и готовый делиться со всеми вокруг тем, что знает) , нежели стал к 4-ому — нервный, замкнутый, молчаливый. Он был в шоке от манеры одноклассников общаться между собой тычками и матерками, от стремления детей самоутверждаться за счет ближних своих. Нет, Мишку любили в классе и не обижали, но ему было дико происходящее вокруг и он как-то обособился, ушел в себя. Учительница не способствовала сплочению класса, увы. Да и чуть позже я поняла, что по большей части дети в школе просиживают штаны, отвлекаясь друг на друга, мало что усваивалось из учебного материала. Лишь то, чем мы плотно занимались дома. А раз нет разницы — зачем создавать себе трудности? Плюс ещё была художественная школа, в которую Мих ездил с бОльшим удовольствием, там он творчески общается с детьми, настроенными на эту же волну, никаких драк, агрессии и бессмысленных оскорблений.
А младший, Тимофей, успел отучиться к тому времени в 1-ом классе, так сказать — попробовал школу на вкус. То же самое восприятие. Шок от ненормальных шаблонов общения одичавших от бесконечного сидения за партами детей на переменах, выяснения кто круче. В столовую мальчишки не ходили, там питание, мягко говоря, было всегда нездоровым (почти ежедневные булки с сосисками), я давала им контейнеры с домашней едой с собой. Одноклассники подтрунивали, но потом перестали:) Подружку Тим даже заразил вегетарианством, девочка начала отказываться от сосисок вместе с ним, ели булки с компотом:)))

В общем, мы долго изучали тему и присматривались со всех сторон к СО, разузнавали законы на эту тему у нас в республике, уставы школ по городу, потом, наконец, отважились. И сообщили директору. Причиной поставили: хотим быть мобильнее, чаще путешествовать и заниматься по своему графику. Впрочем, это мы погорячились, художественная и музыкальная школы мальчиков не давали такой свободы. Однако, они стали меньше уставать, ни то что раньше — прибегали домой, наскоро на ходу перекусив, бежали в другую школу, далеко от дома, потом затемно домой. Это и выматывало, и нервировало нас. Позже мы перевели их на ранее, дневное, расписание в художке-музыкалке, чтоб засветло приезжали.
Но теперь у них появилась возможность высыпаться и к занятиям приступать со свежей головой, без желания уснуть на первом уроке, заниматься столько, сколько хочется, в любой момент имея возможность размяться, побегать, отвлечься, покушать, когда хочется. И заниматься теми предметами, к которым в этот день «душа лежит» и мозг восприимчив:)) Уточню, в первый год СО Мише было 11 лет, Тимоше — 8.
Директор нашей школы восприняла с удивлением, но и загорелась энтузиазмом — прецедентов, подобных этому, не было не только в нашей школе, но и по городу. Нет, есть, конечно, детки на домашнем обучении, но домашнее обучение и семейное обучение — две разных вещи! ДО — это когда к ребенку на дом приходят учителя и занимаются с ним индивидуально. Эта форма обучения показана по состоянию здоровья, для детей, которые не могут из-за той или иной болезни посещать школу. И только так. Семейное же обучение — это когда ребенок полностью обучается в семье и только сдавать экзамены на справку об окончании очередного класса приходит в школу. Как часто — решается самой школой и регионом, в котором живет ученик. В общем, директору нашей школы, молодой и деятельной, захотелось тоже поэкспериментировать с этим, стать новатором, так сказать. И мы подписали договор.

С какими трудностями мы сразу столкнулись?

1. Не выстроенная толком система аттестаций в школе. Учителя растерялись, они не знали, что делать с нами. Вроде бы к каждой аттестации надо нам отдельно задание готовить, какие-то тесты, заморачиваться. Куда проще, если бы мы ходили в школу, как все. А тут отдельно. И плюс каждый год было по-разному в плане сдач.
В первый год учебы — раз в году, в конце, весной, сдали за весь курс класса. Сначала пришли в конце первой четверти, но что-то там у учителей не получалось-не складывалось и нас отправили домой до конца года. Ну, сдали.
Второй год — по полугодиям: перед новым годом и весной. Тоже хорошо.
А вот на третий год нас обязали ходить на аттестацию каждую четверть.
Дело в том, что в первый год СО мы вообще не числились в школе. Нас отчислили в сентябре и заключили с нами договор аж в мае, когда за год и сдали. Во второй год всё иначе: нас зачислили с 1 сентября в школу, в прежние классы, мы вроде как считались учениками этих классов и приходили сдавать два раза в год. А в третий год снова числились учащимися, но уже каждую четверть сдавали. Не знаю, как будет в следующем учебном году, посмотрим. Завуч тоже не знает, каждый год — как сверху спустят, какой закон на эту тему… Так хотелось бы раз в полугодие! Не так сложно (как за год охватить) и не так часто, как в этом году.

2. Отсутствие системы занятий дома. Пробовали и так, и эдак, и заниматься ежедневно по нескольку уроков, как в школе. И по настроению… Опытным путем на сегодняшний день пришли к тому, что самое важное — научить детей обучаться самостоятельно. Благо есть и куча материалов в Интернете, и возможностей (о них ниже), а с родителями — уже детали. Т.е. родители не должны становиться на полдня каждый день учителями для детей. Это тупиковый путь. И развитая способность к самообучению детей в будущем им здорово поможет (мы на опыте убедились в этом). Самостоятельность. С родителями обсуждается лишь то, что категорически непонятно и всякие творческие моменты.

3. Первоначальное отсутствие дисциплинированности и ответственности у мальчиков (лень), как отходняк от школы и вообще отвращение к любого вида учебникам. О, с этим было сложнее. Первые пару месяцев мальчики вообще не могли и не хотели вовлекаться в учебный процесс, поскольку мы строго требовали у них этого, нервничали и ругали, как в школе. Не стимулировали, а сам переживали — вдруг не справимся. В итоге с горем пополам справились. Важно: если меняете форму обучения — меняйте и образ обучения! Только так и не иначе. Не делайте из дома, родного и теплого, школу — суровую и беспощадную. Это не придаст ребенку сил и желания учиться. Наоборот — возникнет внутренний бунт и отторжение. А мозг будет блокировать любую информацию.
Смотрите: в школе ребенок получает в течение четверти какие-то оценки, отвечая на единичные вопросы, на уроках, а в конце пишет контрольную и по результатам текущих оценок выводится четвертная. У тех же, кто на СО, нет возможности зарабатывать оценки на пустяках в течение четверти. Они вынуждены за всю четверть разом отвечать ВСЁ учителю, что бы они ни спросил. Т.е. нельзя чего-то не знать. И если в школе можно что-то схалявить — на аттестации это не пройдет. Причем не всегда точно знаешь, что именно спросят… И если поначалу учителя упрекали нас, что в школе дается больше знаний, чем мы можем детям дать дома, то потом они убедились, что как раз наоборот. Когда увидели, как мальчики по результатам стали обгонять одноклассников. Например, в этом году у Миши был экзамен по билетам, по географии. Он сдал на 4, быстро и легко. Из всего его класса только 4 человека сдали с первого раза (тоже на четверки), остальные завалили… Вот и показатель. Учительница удивлялась, что он дома лучше подготовился. Так же и в других предметах.
И если поначалу учителя постоянно твердили, что мы ошибаемся и важно ходить в школу, спрашивали, ну когда же мы передумаем и вернемся, то теперь поняли, что никогда, прониклись серьезностью наших намерений. Иногда, по инерции, пытаются нас убедить, что без школы нет нормальной социализации, но мы мимо ушей пропускаем. У нас с ними слишком разные взгляды на жизнь и восприятие полезности-вредности многих процессов. Сейчас учителя более дружелюбно к нам настроены, позитивно, видят, что мы серьезны, даже помогают. В этом году мы воспользовались правом на консультации по математике и русскому для Миши. Трудности возникли с оформлением решений задач и вообще как надо правильно решение расписывать (из-за этого Миша заваливался регулярно, ибо нельзя сразу писать решение…), а также — с морфологическими и прочими разборами по русскому. Миша в упор не хочет их понимать и воспринимать, у него избирательное понимание того, что ему полезно, а что никогда не пригодится — исходя из этого и учится, а мозг прямо-таки упорно блокирует «ненужное»:))) У Тимы были проблемы с русским, решили их путем постоянного списывания и переписывания текстов из учебника, а также чтением книг. Тим с этого года просто подсел на книги, проглатывает их, такая тяга к чтению открылась! Причем сейчас плотно сидит на старой взрослой фантастике, типа книг Роберта Торстона (тех, что про боевых роботов). Уже определился с будущим, будет учиться на инженера программиста в области робототехники и искусственного интеллекта.

Откуда брали и берем учебную информацию

В первый год (как и до этого) мы сами покупали учебники по списку (ездили для этого в Нальчик), не сдавая деньги учителю. На второй год мы вообще не покупали в бумажном виде, а купили у китайцев (кто бы что ни говорил, но даже самые дешевые китайские у нас по сей день работают) два планшета мальчикам (по деньгам и вышло, как два комплекта учебников) и накачали туда учебников. Которых не было в сети — докупили «в бумаге» потом. В третий год нам внезапно выдели комплект для Миши в библиотеке. Для Тимоши не было, начальной школе не хватало учебников… пришлось опять пользоваться электронными версиями + учительница дала некоторые диски мультимедийные. В течение года вообще хохма была: программу несколько раз меняли (нам не сообщали), переходили на другие учебники, а нас сюрприз ждал на сдачах:) Но учителя шли навстречу и спрашивали то, что мы учили. К слову, перед каждой аттестацией нам присылали подробный план через завуча по всем предметам, что сдавать и в каком виде. В этом же году, особенно в последней четверти, завуч особо не парилась и не перепечатывала всё, что ей дали учителя, ограничиваясь: «Тестирование», «Собеседование», а тему не описывала, в связи с чем мы ругались потом, трудновато было угадать, что захотят учителя услышат, а учителя ругались, что она не набрала все описания, что они ей передали. Но всё равно всё сдали.
Итак, учебники, какими пользуются в школе, по той программе, что наши классы проходят — раз.
Второй источник информации — сайт ИнтернетУрок — невероятно полезное подспорье, особенно для тех деток, которые воспринимают материал больше на слух и визуально. Там по всем предметам и за все классы выложены видеоуроки, где учителя у доски объясняют все-все темы. Сидишь, смотришь и вникаешь. Доходчиво и ясно всё. Мальчики активно пользуются. Читают учебник, потом смотрят видеоурок и потом уже решают задания. Там, кстати, разные видео под разные учебники, всегда найдешь свой.

Если с заданиями не понятно не только детям, но и родителям — в сети опять же куча возможностей найти готовые решения и пояснения, как и что расписать. Так что трудностей быть не должно при любом раскладе и любом уровне знаний родителей. Совсем не обязательно быть по образованию преподавателем, чтоб осилить СО. К тому же, очень полезно повторять пройденное в детстве, вникать снова, обеспечивая работу мозгу (тем более, что программы сейчас в школе на несколько порядков сложнее, чем в наши учебные году, есть где подтянуться), развиваться самим.
Мы перед аттестациями ищем в сети тесты и задания по подобным темам, диктанты и контрольные, проходим их, прорешиваем, так больше шансов не упустить что-то на сдаче. Учителя нередко тоже из интернета берут готовое, иногда совпадает и мы уже готовы оказываемся на все сто:)

Итог

В общем, не так страшно семейное образование, как может представляться. У каждого, конечно, свои ньюансы будут возникать, не без этого, но бояться не надо. Нас тоже запугивали усиленно, пока не поняли наше упорство и не приняли правила нашей игры. Важно осознавать, ради чего предпринимается такой шаг. Мотивация и упрямство. А какая мотивация может быть сильнее, чем сохранение психики ребенка. Что может быть важнее того, чтоб уберечь его от шаблонов и стереотипов, стирающих в детях индивидуальность, создающих послушных и боящихся членов системы. И вот это лелеемое в детях и культивируемое соперничество, показное возвеличивание достижений, ради которых ребенок изнуряет силы нервы… это больное, жуткое извращение, выращивающее в ребенке гордыню или комплекс неполноценности в тех, кому неинтересно или не тянут. Как на картинке:

В итоге, за годы СО удалось восстановить лидерские задатки Миши, он очень расслабился, а оба они стали заметно лучше усваивать материал, чем когда учились в школе. Не знаю, с чем это связано, вероятно, с отсутствием ежедневной нагрузки на психику, но результат налицо. Единственное, что осталось — страх перед учителями, до сих пор аукается, работаем над этим.
У них нет недостатка в общении. Тимоша — командир уличной банды (доброй:))) своих друзей (по принципу: «- Сынок, не водись с этими мальчиками, это плохая компания! — Мама, я её основал!»), заводила и инициатор всяческих игр. Да и в музыкалке он общается с удовольствием, легко сходится с детьми любых возрастов, с ним уважительно здороваются девочки лет 16-ти, потому что он приветливый, всегда первых здоровается и галантный джентльмен. Можно сказать, что его знают все учителя и вахтерши в музыкалке, как воспитанного, хорошего мальчика (он и с ними всегда здоровается и может запросто поболтать), гы, они и не подозревают, какой он хулиган вне стен школы!:)))Боюсь подумать, что смогла бы сделать с ним школа, как сломать его, как едва не сломала Мишу). Миша же, как я уже упоминала, общается в художке, а ещё занимается дома созданием игр, имеет в инете кучу друзей по этому же интересу и свой канал на Ютубе, где выкладывает наработки, делится скриптами и пр., в кругу общения у него попадаются люди зачастую старше него, профессионалы, которые и подскажут, и поделятся информацией. Уверенно программирует на Питоне, учится в этом направлении (теперь есть время на это), определил для себя направление в жизни. Короче, дети не социопаты, ограниченные злобными родителями от «так необходимого» школьного общения, не заперты дома, довольны жизнью и собой. В некоторых олимпиадах и конкурсах участвуют регулярно.
В плане финансовом тоже выгода несомненна: нет трат на форму и всяческие сдачи-поборы в классе. Приходим на аттестации в свободной одежде, не соблюдая дресс-кода:)))

На будущее…

На днях нам выдали учебники для Миши и Тимоши на следующий учебный год, на этот счет можно быть спокойными. За лето почитаем немного:)
В планах на будущее — дистанционные сдачи по предметам, удаленно, дома с компа через интернет. Есть несколько школ по России, где предоставляется такая возможность. Пока финансовый уровень не позволяет, но скоро мы выйдем на новый, тогда выберем непременно именно этот вариант.

Что я могу сказать тем, кто пока не отважился, но очень хочет: «Дорогу осилит идущий» и важно сделать первый шаг. Вернуться в школу никогда не поздно. Но, чем дальше, тем я больше укрепляюсь в мысли, что мы всё сделали правильно, немного даже жаль, что так долго тянули с этим. Тоже волновались и переживали, дескать — такая ответственность! Но это не только родительская ответственность, но и детская. Они быстро понимают это и становятся самостоятельнее — а это несомненный плюс для каждого человека.

Вот как-то так. Спрашивайте, что я упустила или не упомянула — отвечу.

похожие записи

сохранить этот пост у себя:

  12 комментариев to “Окончен третий год на семейном обучении!”

  1. Спасибо тебе, Алишик! Такой полный и откровенный пост! Подпишусь под каждой буквой твоего поста в плане пользы СО. Осталось нам вот только страхи преодолеть — и…..

    • Да, Ириш, решимость в таком деле должна быть безукоризненной хотя бы у одного из родителей. У нас это Олег. Я, бывало, ныла (идя на поводу учительских пугалок), что «а вдруг не справимся и может лучше…», но он держался, за что мы с мальчиками ему сейчас безумно благодарны.

  2. Алиш, а как со всяким «творческо-физическими» предметами — типа музыка, изо, физкультура? Как по ним аттестацию сдаёте?
    Как строятся занятия в плане дня — ну, к примеру, утром всегда занимаются, а потом свободны, или к примеру — в понедельник учатся, во вторник отдыхают… Или нет общего режима, от которого отталкивается весь процесс?
    А вообще восхищаюсь вами. Это действительно серьезное дело. И здорово, что вы дали детям такую возможность, развиваться и учиться в темпе, который нужен имеенно им.

    • Светик, у нас нет сейчас общего режима. В основном, хоть раз в день, но что-то читают они и занимаются сами, я потом смотрю краем глаза, сколько прошли. Иногда бывают дни, когда не открывают учебники, это если дни очень наполненные другими событиями. Процесс спонтанный. Главное — придерживаться программы необходимой, не отставать. И помимо этого они успевают и то, что нравится конкретно им — вот это ценно!
      ИЗО, музыку, физ-ру тоже сдаем, Первые два — в тестовом порядке (вопросы-ответы, по учебникам программа), по ИЗО рисунки делаем по темам. Физ-ру — нормативы, иногда устные ответы на вопросы+реферат. Каждую четверть учительница дает программу, мы ходим на площадку и тренируемся регулярно.
      По технологии ещё (бывш. труд) — поделки приносим.

  3. Какие вы молодцы,Алиша! Единственно о чем я жалею в жизни,что у нас так не получилось.Конечно,это было связано с тем,что мы с мужем не учились в А.Но и морально муж не был готов,если бы даже была возможность.Но с какого -то года надо было все это сделать и потратить те деньги,что шли на оплату частной католической школы на репетиторов.
    Желаю вам дальнейших успехов!

    • Всему свое время, Гуль, и у каждого свой путь :) Значит, вам так нужно было и так было лучше. Спасибо, родная!

  4. Алиша, вы молодцы! Рада за вас и ваших мальчиков.

  5. Прочитал, Аль, твой пост. Очень интересно. Первая мысль, которая возникла: да это это настоящий подвиг для родителей, решиться на такое! …Невероятно!… Вы, конечно, поступили, исходя из ваших, скажем так, нетрадиционных:)) семейных ценностей и семейного менталитета, и еще исходя из характеров и склонностей ваших ребят. Я не буду делать выводы, насколько такая перемена образования в целом хороша или плоха. Думаю, верность ваших действий должна подтвердить жизнь — через много лет, когда ребята станут взрослыми. Я сам прекрасно помню тот жестокий школьный детский мир с его уже звериными законами, где «волчата» учатся показывать зубки:))) Помню себя, светлого солнечного мальчишку, желавшего мира и дружбы для всех, а потому особо гонимого, познавшего настоящее предательство… Помню лил слезы и никак не мог понять, что вообще в этом неправильном мире творится… Меня спас перевод в другую школу, где был уже совершенно другой класс, где меня любили и уважали. Хотя твои ребята, Таль, судя по всему с более твердым внутренним духовным стержнем, чем я был в детстве… И в этом, конечно, ваша с Олегом серьезная заслуга.

    • Ох, Виталь, ты совершенно прав. Солнечность, светлость в школе всегда выдерживают огромный натиск, атаку, напор. Мало кто устоит. Задача родителей — показать пути, а дети выбирают. наши выбрали СО, мы не стали их ломать. Ведь на самом деле СО — невероятно непросто, больше труда, чем ежедневные походы в школу. Это и учеба с нуля — научиться учиться вообще. В школе не обучают учиться самостоятельно, дают готовое, что надо повторять, это грустно…
      Такая, видимо, карма у нас и наших мальчишек — никаких послаблений и проторенных путей!:)

  6. Алиша, добрый день.
    По статье впечатления: Во-первых, позиция школы — уважение! Обычно-полный негагатив
    Вам — восторг и восхищение! Ведь мотивировать детей учиться, чтоб им было интересно -это очень сложно.
    Одно НО, вот если бы меня родители в своё время( тогда об этом и мыслей не было у советского народа) перевели на СО, я бы не была им благодарна, как, думаю, и моя дочь. Всю жизнь помню своих чудных учителей и школьных друзей! Может повезло просто…. Может время было другое…
    Всё же ШКОЛА — это целый пласт в жизни человека, его ступенька в жизнь, в ту, какую она есть в реале.
    Но вы сделали свой правильный выбор. Никогда не надо ничего терпеть и подстраиваться.
    И искренне желаю вам и главное детям никогда не пожалеть об эксперименте.

    • Да, Люд, у каждого своя школа и свой путь. Я пишу, чтоб вдохновить тех, кто уже не может, как раньше, но ещё не решается взять на себя ответственность за новый путь.
      Я училась в трех школах, так вот та, в которую хотелось ходить, была последняя, а во второй я прошла все круги ада и бессмысленности бытия в то же время. Может быть этот пласт и был мне нужен, чтоб прийти к тому, к чему пришла сейчас. Но я уверена, что некоторые вещи совершенно спокойно можно (и нужно!)избежать и мы вольны выбирать и строить свою жизнь сами :)
      Благодарю за комментарий!

 Оставить комментарий

(required)

(required)

   
© 2018 Волшебный мир Алиши Suffusion theme by Sayontan Sinha