Что актуально, тем и делюсь. На этот раз чужой опыт. Когда нахожу такие вот вдохновляющие истории — душа радуется.
Итак, три разных истории с просторов Интернета…

Старшеклассники – переход на семейное обучение

(Олина Пономаренко)

«Мы уже третий год на СО, наслаждаемся свободой и не перестаём удивляться чудесам, которые у нас происходят, однако в полной мере это касается моего младшего ребёнка.
Сегодня хочу рассказать историю моих старших сыновей. Никаких трудностей, подводных камней и других минусов перехода на СО у нас не было, за исключением того, что сделать это надо было гораздо раньше.

А шли мы к нашему свободному образованию долго и мучительно. Долго, потому что я даже думать боялась про то, чтобы уйти из школы, а мучительно, так как, если коротко охарактеризовать школьные годы моих старших мальчишек, это была не учёба, а сплошные мучения и всё, что с этим связано- плохое настроение, недовольство, протест, унижения от учителей, непонимание происходящего… И никаких, практически совсем никаких, знаний. Но не будем о грустном, расскажу как всё изменилось.

Старший сын, самый пострадавший от школы, к тому моменту уже имел «вымученный» аттестат о базовом образовании и стойкое отвращение к школе. Самыми светлыми воспоминаниями были два года в частной питерской школе, где по крайней мере было человеческое отношение к детям, но знаний она не прибавила, так как к тому времени сын уже отключил «кнопку», отвечающую за получение информации и просто наслаждался общением и тёплой семейной обстановкой.

Практически с начальной школы сын твердил, что в школу он ходить категорически не хочет, а все мои попытки разобраться, в чём дело, заканчивались осознанием того, что в школе не происходит того, что должно бы происходить. Ребёнок, из жаждущего знаний, превратился в «лентяя». Его каллиграфический почерк, которым он старательно выводил буквы в первом классе — в каракули. А общение с некоторыми учителями лишало меня дара речи, сплошные штампы, стереотипы и неудовлетворенность жизнью. И эти люди должны что-то дать моим детям?

Итак, я разрешила детям уйти из школы и взять на себя ответственность за дальнейшую жизнь и учёбу. Честно говоря, я настроилась расслабиться и ждать. Но всё стремительно изменилось. Дети ждать не собирались. Старший сразу пошёл в местный колледж на интенсивный английский, а через месяц захотел играть на саксофоне. Стал активно заниматься и уже через 9 месяцев поступил в музыкальное училище. За 4 месяца освоил весь 7-летний курс музыкальной теории, подготовил достойную программу. Для меня это было полной неожиданностью, ведь он ни разу за все эти годы не проявлял никакого рвения к учёбе. Можно сказать что СО с ним и не получилось, просто у него появилась свобода выбора и мотивация.

Средний сын к моменту перехода на СО тоже имел стойкое отвращение к учёбе, к чтению, и ко всему, связанному со школой, за исключением, наверное, математики. Адекватные учителя всё-таки нам попадались. Признаться, я уже смирилась с тем, что сын у меня неуч и даже не мечтала о его успехах в учёбе.

Ему понадобился месяц, чтобы определиться с дальнейшими планами, он решил подготовиться и сдать экзамены на международный аттестат. Параллельно он стал рисовать и учиться играть на гитаре.

Через несколько месяцев начал читать. Неоднократно говорил, что ему интересно учиться и был очень горд, когда успешно сдал физику и математику. Для меня это было чудом — ещё недавно он ни английского не знал, ни учиться не собирался. А учителя из международной школы, откуда мы забирали документы, хором утверждали, что сыну понадобится 5-7 лет, прежде чем он сможет сдавать экзамены на английском. Трудно поверить, что через год после этого разговора он сдал два экзамена, причём математику на высшую оценку (А+)
Подготовку к экзаменам сын решил разбить на два этапа. На физику и математику ушло 4 месяца, сын посещал лекции плюс готовился самостоятельно. Ещё 4 месяца занимает подготовка к остальным трём экзаменам. За это время он проходит весь курс основной школы. Весь. За 4 месяца. Причём легко и не напрягаясь. Я, конечно, понимаю, что тестовая система далека от идеала, но чем тогда дети столько лет занимаются в школе?

Но это всего лишь школьная программа. А что на деле? На деле он очень изменился за это время. Стал интересоваться многими вещами, такое чувство, что стал открывать этот мир по-новому. Почувствовал собственную ответственность, свои силы. Стал рассуждать на глубокие жизненные темы, задавать вопросы, искать ответы. Начался поиск себя, своего места в жизни, своего предназначения. Как же вовремя! Очень важно в этом возрасте иметь достаточно свободы и свободного времени, чтобы рассуждать, чувствовать и мечтать. Надо ли говорить, что у современных школьников этого времени просто нет.
Самый главный бонус для меня в СО — я полностью сняла с себя ответственность за учёбу старших и совсем не контролирую этот процесс.

Разве это не чудо, что сын сам просыпается, просит отвезти его на лекцию, сам ищет в интернете материалы, распечатывает тесты, записывается на экзамен, просит купить ему книгу? А я, вместо контроля, нервов и нотаций могу заняться своими прямыми обязанностями — любить, принимать и поддерживать.

Все эти изменения коснулись и отношений. Они тоже изменились. Мы стали ближе, стали больше слышать, доверять и понимать друг друга.

И между детьми появилось больше понимания, заботы, взаимопомощи. Несмотря на разницу в возрасте, они часто просто разговаривают по душам или делают что-то вместе. Хотя бы потому, что у них теперь есть на это время.

Интересно, что и образовательный процесс у нас теперь часто совместный. Иногда обсуждаем что-то вместе, ищем ответы на возникающие вопросы, смотрим познавательные фильмы. Если младший смотрит видеоуроки, старший иногда тоже подключается, а младший любит рассматривать рисунки и схемы по физике, которые рисует старший. Задания по английскому и китайскому тоже делают вместе. Потому что им интересно!

Вот некоторые выводы, которые я сделала после перехода на СО:

• Школа влияла на моих детей гораздо негативнее, чем я думала и замечала. Заниженная самооценка, комплексы, стрессы- всего лишь некоторые из длинного списка минусов. Главный же минус- убийство естественной тяги к познанию.
• «Закрытость», раздражение, нежелание учиться, лень — всё это было своеобразной психологической защитой, а не чертами характера или плохими привычками, как утверждали учителя.
• Тот факт, что детям приходилось ходить из под палки в школу, очень негативно сказывался на отношениях в семье. И, в первую очередь, на доверии. Сейчас я очень хорошо понимаю, что детское «не хочу» достойно такого же внимания, как и взрослое, и детям необходимо доверять.
• Авторитаризм, дисциплина, оценивание, сравнения и критика подавляют творческое начало и противопоказаны моим детям. Главным мотиватором для них является свобода».

http://semeynoe.com/magazine/personal/starsheklassniki-so/

Личный опыт домашнего обучения
=============================
Автор: Лиза Головина

Я получила тысячу вопросов о домашнем, семейном образовании наших детей. Поняла, что интерес к теме огромен, но её восприятия нужно время на свободные раздумья.
Поэтому взяла интервью сама у себя, опираясь на наиболее часто задаваемые вопросы.

1. На чём основывалось ваше решение не отдавать детей в школу, а оставить их на домашнем, семейном образовании?

1) Стас ходил в школу полтора года. За это время он перестал играть – то есть практиковаться в творческом созидании мира, – покрылся прыщами от еды из «столовой доготовки», перестал смеяться, стал сутулиться и перестал видеть белый свет. Этого нам вполне хватило для того, чтобы решить, что школа негативно влияет на жизнь этого человека.
2) Ума делает кукол из травы, сочиняет и поёт песни, когда моет посуду и минуты не сидит спокойно. Ничего этого не останется, если она пойдёт в школу. А значит, не останется её творчества и индивидуальности.

2. Но ведь они должны получить образование…
Мой муж – из чалдонов, живших вдоль сибирских рек и не опиравшихся на социальные системы. Эти люди создавали свои поселения и прекрасно обходились без образования. Есть даже такой фильм о наших современниках, живущих в Сибири http://multi-online.ru/load/dokumentalnye/schastlivye… Что-то сохранилось и в нашем быту, в культуре нашей семьи. Поэтому к системе образования мы относимся совершенно спокойно.
Однако дети прикреплены к единственной в России школе дистанционного обучения в С. Петербурге. Полгода они осваивают школьную программу самостоятельно – с помощью нас и интернета, благо, сайтов на эту тему полно, и главный из них – http://interneturok.ru, а по окончании полугодия заполняют скачанные мной с сайта школы тесты. Мы не глядя пакуем их в конверт и отправляем в школу.
Школа считает результаты и присылает нам. Результат тестов – абсолютная заслуга ребёнка. Мы празднуем сдачу тестов и благодарим их за самостоятельность вне зависимости от оценок.

3. Но ведь им же ЕГЭ сдавать!!!
Мне кажется странным такой подход к жизни, при котором 11 лет подчинены одному-единственному дню: дню сдачи ЕГЭ.
Возможно, по этой причине дети теряют сознание на экзаменах, а некоторые даже пытаются покончить жизнь самоубийством.
По-моему, целью образования должна быть не сдача одного экзамена и поступление в ВУЗ, а становление зрелого, самостоятельного человека, умеющего создавать свой мир, управлять своим телом, мыслями, налаживать отношения, следовать своим целям.
И в этом школа помочь не может. Скорее – внимательное отношение родителей и различные студии. Так, чтобы перед ребёнком раскидывалась скатерть-самобранка, из которой он выбирал бы то, что на данный период необходимо ему для развития.
Ну а сдадут они ЕГЭ или нет, жизнь покажет.

4. В чем, по-вашему, состоят ключевые отличия домашнего образования от традиционного?
В традиционной системе образования ребёнок сначала ходит в садик, чтобы подготовиться к школе. Затем ходит в школу, чтобы подготовиться к ВУЗу. После этого ходит в ВУЗ, чтобы подготовиться к профессиональной жизни. А в первый день работы ему говорят: «Забудь всё, чему ты учился в институте». Получается, всё зря. И, что удивительно, никто за это не отвечает.
На домашнем образовании ни родители, ни ребёнок не откладывают жизнь «на потом». Мы живём сегодня, каждый день.

5. Что ж, значит, по-вашему, всем стоит перевести детей на домашнее образование?
Не думаю.
У нас многодетная семья. Мы живём в доме на природе. У нас куча домашних дел и деятельности за пределами дома. А в дом два раза в неделю приезжают клиенты. И раз в неделю – друзья с детьми. Да и сами мы работаем дома.
Конечно, людям, живущим в квартире, работающим в офисе или на выезде, с одним ребёнком такое дело не подойдёт.

6. Но нельзя же жить в обществе и быть свободным от общества…
Так обычно говорят, отрывая взгляд от телевизора или интернета.
Все мы общаемся в ограниченном обществе.
Так и у наших детей есть своё небольшое общество. И с ним они имеют возможность взаимодействовать на основе сотрудничества. То есть договариваться, уточнять, подстраивать это общество под себя, когда-то подстраиваться под него, творчески влиять на это общество.
Такую модель они понесут и во взрослую жизнь: они могут влиять на окружающее их общество, с представителями общества можно и нужно договариваться.
И такое общество они будут создавать вокруг себя, поскольку наша реальность является отражением нашей индивидуальности, то есть того, во что мы верим и как видим мир.

7. А что, если ваш ребёнок захочет сделать нормальную карьеру?
Если нормальной карьерой считается работа на плохо знакомого и не любящего тебя человека, 10-часовое присутствие в душном офисе, сидячая работа за компьютером, выполнение малоосмысленных поручений различных руководителей только для того, чтобы потом стать таким руководителем, а жизнь откладывать «на потом» – то вряд ли.
Вот как Стас описал свою возможную карьеру: создать родовое поместье, завести козу, корову, посеять злаковые и овощи. Из молока, овощей, злаковых готовить еду и подавать её в семейном ресторане около поместья. Потом купить ещё козу, корову. Раскрутить ресторан домашней еды. Прикупить ещё земли. А в это время наслаждаться своей жизнью на природе, на земле, с родными.
Возможно, надо доработать некоторые детали, но услышать это от 10-ти летнего сына мне подошло.

8. Но домашнее образование ограничивает. Ведь родители не могут дать ребёнку всего того, что может дать школа…
Согласна.
Однако этот аргумент кажется мне рождённым во времена построения развитого социализма, когда были «мамы разные нужны, мамы разные важны», и все силы должны были быть направлены на строительство нового общества.
Ничего – на семью. Семья – ячейка общества.
А, по-моему, уникальный, самобытный мир, в котором формируется личность как родителя, так и ребёнка. Целостный мир, в котором ребёнок получает питание физическое, умственное, эмоциональное и духовное. Именно в семье он учится быть здоровым, общаться, управлять собой, служить.
Я уверена: то, что недодала ребёнку семья, он легко добудет сам, когда встанет на свои ноги, если у него сохранится самоуважение, интеллект и умение строить наполняющие отношения.

9. А в чём состоят основные трудности домашнего, семейного образования?
Это большая работа и ответственность.
Необходимо структурировать день учащегося. Мы заметили, что лучше, чтобы дети учились по утрам, сразу после завтрака. И этому процессу нужно уделять время. Я, в среднем, уделяю 2 часа в день домашнему образованию.
Кроме того, обучение – задача всей семьи. Мы все постоянно учимся и разговариваем об этом.
Кроме того, дети выполняют некоторые самостоятельные проекты (действительно самостоятельные) и презентуют их остальной семье по вечерам.
Главное – хорошее образование и познание мира – цель всей нашей семьи.

10. Что вы получаете от домашнего образования уже сейчас?
Возможность жить вместе с детьми и разделять с ними наш мир. Даже если не задумываться о далеко идущих целях, это просто приятно. Не зря же мы их родили.
Кроме того, они существенно помогают нам в общем хозяйстве. Без них нам было бы очень трудно содержать пять строений и ещё принимать клиентов.

11. Что вы ожидаете получить в будущем?
Людей, с которыми приятно рядом жить.
Мы уверены, что каждый из наших детей прекрасно устроит свою жизнь наилучшим, наиболее подходящим для него образом.

Когда я «благословляла» детей в 8 лет, по пожелала им «жить жизнью на полную мощность», то есть быть физически здоровыми, следовать своим целям, строить хорошие отношения с людьми и служить чему-то, важному для них, что выходит за рамки их эгоистических интересов.
Я думаю, более или менее, они будут жить так.
И если высшее образование станет одной из их целей, то, я уверена, уж её-то они достигнут с лёгкостью.
Но это будет уже их цель, не наша.

Источник: http://deti-v-semje.org/

Как мы учим детей сами (без школы) и учимся вместе с ними

(Ирина Огарева)

Когда мои сыночки подрастали, то я сразу знала — школа не для них. Свой школьный опыт я могу пожелать только личному злейшему врагу, но за отсутствием оных разве что всем чиновникам и их избалованным отпрыскам. Мое красное свидетельство потерялось лет десять назад, но туда ему и была дорога.

Наша школа — это целая Вселенная и с каждым новым открытием я это осознаю все глубже и больше. Да-да, я открываю для себя едва ли не больше чем мои дети. В какой школе мира вам будут преподавать такую глубину Родной Речи как через Руницу, Буквицу, Коруницу, Глаголицу, Чаромутие и Корнеслов? Какой учитель позволит свои ученикам встать посреди урока и начать сигать на трамплине, потому как затекшие руки-ноги срочно требуют разгона крови? И в какой классной комнате можно проводить опыты, потому что сама жизнь вас к этому подвела и ткнула носом? Это возможно только с родителями, вне школы и только при полном осознании родителями важности выполения своей священой обязаности (два «н» и «с» не пишу, ибо это в Руской Речи было внедрено недавно и злонамерено).

Конечно же, родителям проще скинуть с себя детей, отмазавшись игрушками, теликом и школой. Но в моем случае это даже не обсуждалось — в моей памяти слишком живы мои собственные лета, проведенные без родительской поддержки и заботы, без возможности задать миллиард вопросов за пятнадцать минут и без вольного познавания мира. Теперь же мы это нагоняем и за последние пять лет я узнала столько нового, что и мечтать не могла. Азы звездочтения, письма, глубинного и послойного понимания Руской Речи, природоведения, счета и прочих наук мы учим вместе. Если мое дитё захотело подписать коробки в гараже, то этот урок письма дитё будет длить до тех пор, пока у него рука не устанет — так ему это по душе, причем коробки мы будет подписывать со всех шести сторон. Если младший решил, что ему срочно надо нарисовать белочку из сказки, расказаную мамой, то он будет рисовать белочку в латах, с мечом, в замке, на трамплине, в речке, в лесу, на печке, под печкой, в куполе (это дом, который мы строим), ну и на Марсе как водится.

Какие мы смотрим фильмы о жизни пчел, о водопадах и извержениях! Мне самой нравится Фотографии Марса, Луны, галактик и туманностей — у кого хочешь дух захватит! В пять лет дитеныш знает, что такое Галапогосские острова, кто там живет, что там растет и когда мы туда поедем с палаткой. В семь лет малой знает половину флагов всех стран (хотя я лично и не согласна с таким вот делением нашей Земли на типа гетто), глобус мы рассматриваем каждый день, и каждый день узнаем что-то новое — вот здесь вот есть такая страна, где рукотворным вирусом Эбола хазары из Шатов уменьшают число аборигенов а вот здесь — самое глубокое озеро в мире и вода там чистая и звонкая как кристал.

Пословицы, поговорки, приметы учатся легко и непринуждено. Ибо у нас есть возможность приводить их к случаю на месте, а не «после драки». Постоянные поездки по окрестным городам, походы в музеи и библиотеки, красивейшие книги с фотографиями, сделанными через микроскоп — это все более чем увлекательно, даже для нас, взрослых и уже немного попорченых

Ручной труд. Поделки,лепка, помощь по дому, приготовление еды, рисование, мытье машины, стирка вручную — все это для малых прям желанное развлечение. А взрослые тут же заражаются этим отношением и дела спорятся намного веселее. В будущем — гончарное дело, резьба по дереву и прочие ремесла, которые можно потихоньку осваивать, чтобы иметь полезные навыки. А с основным занятием мы уже определились сами (родители и не думали навязывать что-то свое).

Движение — дети проводят на улице около 3-8 часов, зависит от погоды, настроя, домашних дел и прочих обыденостей. Речка, бассейн, баня, площадка, лес, горы.
18:34:17
часть вторая.

Здоровье — дети не едят шоколад, конфеты и торты. Ананасы, мандарины, ягоды, дыни, зелень, капуста и еще с десятка три плодов и трав. Этого у нас более половины, остальное стараемся печь и варить сами.

Чудинов, Рыбников, Данилов, Жарикова, Огулов, Неумывакин и прочие продвинутые дядьки и тетки, не побоявшиеся сказать правду о современных науках и образовании мне в помощь и хвала и честь им за это. В школе этому ТОЧНО нигде не научат. А их статьи, видеозаписи и книги — это кладезь мудрости. Черпаю, перевариваю и перевожу детям. Они очень живо воспринимают эти знания, просто удивительно!

Купить травник с картинками и махнуть в поле, чтобы найти знакомые травы? Легко и здорово! Я только недавно поняла, что ходила по шалфею и розмарину, теперь срываем и жуем.

Сажаем — петруху, кинзу, лук, имбирь, редиску, клубнику и зарываем косточки, где попало, чтобы деревья вырастали. Поливаем и смотрим, как растет, с утра пораньше орем во весь голос, что наконец-то базилик прорезался. С добрым утром нас, дорогие родители )

Встаем рано, ложимся рано и со сказкой. Сказки стряпаем сами, дети в восторге, просят еще и еще — сколько этих сказок я уже расказала, книг на пять хватит. Может, ответим ихнему Гари Поцеру?

В таком дети растут готовые для жизни, а не для обслуживания системы паразитов во власти. И растут Русами, а не россиянями или еще какими бульдогами с носорогами. Русами, которые вырастут, построят дома своими руками, женятся на славных русалочках в долгополых сарафанах, народят много детушек и будут их учить еще лучше, чем папка с мамкой.

Вообщем, что-то и забыла, спрашивайте — отвечу, не зажму )

Про пользу для тех, кто обучает своих детей сам. Через пару лет начинаешь замечать улучшения в памяти и общей работе мозга. Появляется желание учиться вновь, и оно только растет и крепнет. Начинаешь больше двигаться, искать чего-то нового, и мир вдруг снова воспринимаешь как дитя. И это — восхитительно!

Отсюда: http://life-move.ru/kak-my-uchim-detej-sami-bez-shkoly-i-uchimsya-vmeste-s-nimi/

ДЕЛИТЕСЬ СВОИМ ОПЫТОМ, РАССКАЗЫВАЙТЕ СВОИ ИСТОРИИ И ОСТАВЛЯЙТЕ ССЫЛКИ НА ТЕ, ЧТО НАЙДЕТЕ — будем объединяться:)

похожие записи

сохранить этот пост у себя:

  6 комментариев to “На тему семейного обучения”

  1. А как относятся к этому окружающие, в частности педагоги, родственники? Впервые читала статью о СО

    • Все по разному. Педагоги и родственники, в принципе, уже нормально, с тех пор, как поняли всю серьезности наших намерений.:) Посторонние удивляются и, в зависимости от своих убеждений жизненных, либо осуждают, либо поддерживают:)

  2. Сколько людей столько и мнений)

  3. Спасибо, Алишик!

 Оставить комментарий

(required)

(required)

   
© 2018 Волшебный мир Алиши Suffusion theme by Sayontan Sinha