По пути в Куртатинское ущелье мы заехали в святилище св. Георгия (недалеко от с. Эльхотово), представляющее собой священное место, где поклоняются также Уастырджи и Моздокской божьей Матери. Но поподробнее…

Интересна его история. Святилище Святого Георгия в этих местах было известно с XIV века. Оно находилось в самом узком месте так называемых Эльхотовских ворот. Во время строительства в 1950-х годах автодороги Москва-Баку оно было разрушено. И с этого времени там регулярно начали происходить страшные аварии.
Тогда в 1995 г. недалеко от трассы начали строительство нового святилища. И когда оно было возведено — аварии прекратились. В Северной Осетии Святой Георгий – один из самых почитаемых святых, покровитель мужчин, путников, защитник бедных и обездоленных, наставник молодежи. Святилище состоит из трех зон: мусульманской, христианской, чисто осетинской (собственные верования).

Я расскажу об Уастырджи.

«Осетинский Уастырджи это синтез нашего Святого Георгия и Покровителя алан из нартских сказаний.
Часто его называет святым Георгием.
В Северной Осетии, где 80 % населения православные, Уастырджи – покровитель мужчин, путников, защитник бедных и обездоленных, наставник молодежи, его культ уходит корнями глубоко во времена язычества.
Он считается врагом воров, мошенников, клятвопреступников, убийц; он является покровителем честных, благородных людей.
Женщинам раньше запрещали произносить имя этого святого, они боялись произносить его и говорили о нём иносказательно: «лагты дзуар» — «бог мужчин».
Они не имели права даже участвовать в празднествах, устраивавшихся в честь этого божества. Свои молитвы аланки обращали к женскому божеству — Мады Майрам.
После Великой Отечественной войны этот запрет был смягчен, так как многие осетинки, просившие Уастырджи за своих мужчин, приносили ему дары.
В центре святилища возвышается фигура Уастырджи, поражающего змея. Место это культовое, здесь проходят праздники, сюда приезжают и приходят страждущие.

Без молитвы святому Георгию ни один осетин не отправляется даже в самый недолгий путь. Посещение святых мест, посвященных Уастырджи,- неотъемлемая часть всех свадебных обрядов.

С культом Уастырджи в Осетии связано очень много легенд. Например, такая.
Когда-то осетинский юноша Хетаг, похитивший невесту, спасаясь от погони, взмолился: «Уастырджи, не дай мне погибнуть, ведь я не сделал зла!» И тогда вокруг беглеца плотной стеной вырос лес, преградивший дорогу погоне. С тех пор это место называется «Священной рощей Хетага» — она расположена под Владикавказом, и здесь с третьего воскресенья ноября осетины отмечают самый главный праздник — Джеоргуыба — День святого Георгия Победоносца.

Интересно, что со времен язычества у осетин осталось почитание в доме очага (как у христиан — угла с иконами). Очаг являет собой огромный котел, подвешенный к потолку на цепи, а под ним прямо на земле разжигается огонь. И весь он символизирует Правь (верхняя часть), Явь (сам котел) и Навь — всё, что под ним. Цепь является своеобразным порталом и до неё нельзя никому дотрагиваться, кроме священнослужителя (и то после обряда). Ещё там активна тема четырех стихий: Земля, на которой горит Огонь, кипящая в котле вода и Воздух, в виде пара, уходящего вверх, в мир Прави.

Перед тем, как принести в жертву праздничное животное, к его рогам (бык) привязывали ленты с загаданными желаниями и просьбами. И считалось, что в процессе варки головы вместе с паром эти просьбы уносились вверх, к Богам.

В христианской части святилища есть нескольких часовен и там всё очень просто и аскетично: в середине стоит стол и скамьи (где путники могут вкусить пирогов, а также оставить их для тех, кто голодает и любой может прийти сюда и насытиться бесплатно пожертвованными пирогами), на стенах несколько икон, никакого золота и помпезности, иконостасов и киотов со свечами; даже дверей нет, висят занавеси из разноцветных бусин, наподобие больших четок, а емкости для пожертвований стоят на улице.

Иконы для святилища, выгравированы на граните, находятся под навесами, среди живописных цветов и сосен, прямо на улице возле часовен. Их создавали мастера, приглашенные из Нового Афона».

В мусульманской зоне всё просто: также котлы для варки мяса животного, принесенного в жертву (на стене черепа различных зверей) и комната для намаза (+небольшой уголок для совершения омовения).

На территории святилища есть специальные места, где можно повязать ленточку, сделать пожертвование.

Энергетика места неоднозначная. Причем разнится в разных зонах. Мне больше понравилось местечко у орла и рукотворный лесок между дорогой и святилищем:)

Я далека от темы кровавых жертвоприношений, хотя уважаю чужую культуру и веру. Поэтому там мне было не особо уютно. Но я советую обязательно посетить это интересное историческое место, чтоб сложить свое мнение.

И ещё мне сказали, что въезжать на территорию нужно против часовой стрелки (там круговой въезд), проезжать и выезжать в другом месте.

Были там?

похожие записи

сохранить этот пост у себя:

 Оставить комментарий

(required)

(required)

   
© 2020 Волшебный мир Алиши Suffusion theme by Sayontan Sinha