Цейское ущелье в Северной Осетии — одно из красивейших! А серпантинные дороги настолько круты, что дух захватывает, некоторые поворачивают на 180 градусов, едва вписываешься.
Наш путь в Цейское ущелье лежал по транскавказской автомагистрали – одной из главных дорог, связывающих Россию с Закавказьем. Она проложена по живописному Алагирскому ущелью Осетии. Шоссе то прижимается к отвесным скалам, то ныряет в многочисленные тоннели разной протяженности, пробитые в толще камня. Недалеко от города Алагира, за очередным поворотом над дорогой нависает из скалы один из самых грандиозных памятников Осетии – многотонная статуя Уастырджи, самого почитаемого святого осетин.

Памятник Уастырджи создан в 1995 году по проекту Ходова Н.В. в дар народу Осетии. Его вес составляет 28 тонн. В ладони святого Уастырджи спокойно может поместиться человек, голова коня составляет 6 м, а высота копыта – 120 метров! Через несколько лет после установки вся скульптурная композиция сильно наклонилась вбок и грозила обрушиться. Есть легенда, что сразу решили: это плохой знак. И в тот год произошла трагедия в Беслане.
В нартском эпосе Уастырджи изображается в виде зрелого бородатого мужчины, грозного воина в боевом облачении, верхом на белом коне. С приходом в Осетию христианства, образ святого Уастырджи стали ассоциировать со Святым Георгием, который у христиан также почитался как покровитель воинов и путников.
Уастырджи является одним из главных героев нартского эпоса, небожителем, часто посещающим нартов, помогающим тем, кто этого достоин. В сказаниях Уастырджи обладает волшебной силой, может даже воскрешать давно умерших. Кроме того, он очень сильный и ловкий воин. Часто является нартам инкогнито, иногда в виде простого старика. Уастырджи помогает не только путникам и воинам, а также и земледельцам, и мореплавателям, и даже влюбленным.
На территории Осетии Уастырджи посвящены многочисленные святилища. Об одном я уже писала здесь: святилище св. Георгия и Уастырджи. Об огромном уважении и почитании святого Уастырджи свидетельствуют также и его многочисленные изображения, расположенные вдоль дорог Осетии, с надписью «Уастырджы уе‘мбал!», что означает «Пусть покровительствует вам Уастырджи».
А женщины, кстати, не имеют права произносить его имя и называют просто — «покровитель мужчин» – Лагты Дзуар:)

А это фото взяла из инета, редкий ракурс:

Неподалеку есть стол, сидя за которым можно загадать желание, попросить духов его исполнить, оставив там монетку.

Дальше по пути мы посетили сероводородный источник…

А если съехать с дороги между вот этими барсами, то увидишь его в полной красе:

Молочно-голубая вода, но аромат….на любителя:))

Зато какая растет неподалеку вкуснющая ежевика!!

Едем дальше. Через тоннели

вдоль рек

по трассе

На склоне горы в Цейском ущелье, у самой дороги, стоит гранитный монолитный камень-гигант, высотой примерно 3-4 метра, шириной 7-8 метров — с одной стороны товарищ Сталин

с другой — Коста Леванович Хетагуров — народный Герой Северной Осетии, поэт, просветитель, скульптор.

Автор изображений — художник Дзебисов.

И вот мы в Цее.
И одна из самых важных наших целей там — Реком!

Реком — это святилище, данное людям Уастырджы. Мужское святилище, куда вход женщинам запрещен. Но неподалеку есть женское святилище и детское (где матери могут помолиться за деток).
Идти к ним по таким вот красивейшим (порой крутым) лесным местам:

Первым (мы шли снизу, а не от селения Верхний Цей) на пути встречается женское (туда запрещено приходить мужчинам):

«Женское святилище Мады Майрам, оберегающее жен и матерей, выглядит скромнее мужского и представляет собой небольшой расписной сруб, возле которого полно разноцветных ленточек, развешанных на деревьях. Если заглянуть в крохотное окошко, то можно заметить множество монеток и различных предметов, среди которых есть даже шишки. Крышу хижины покрывает многолетний мох. Входить на территорию святилища разрешено обоим полам, но непременно разувшись. Существует поверье, что для исполнения желания надо обойти святилище Реком трижды против часовой стрелки. После этого следует загадать заветную мечту и бросить в окошко монетку».
Мы не знали и обходили по часовой, но всё равно я ощутила силу этого места… И кое-что ещё, что оставлю в своем сердце. А там оставила свой браслетик:) И загадала сокровенное.
Дальше по лесу мы дошли до «детского». Я не знаю, как правильно называется это место, но туда поднимаются матери помолиться за детей. Хотя лично у меня подозрение, что это девичье святилище:)

Ну и в заключении мы вышли к мужскому святилищу.

Пока мужская часть нашей группы отправилась на территорию, мы ждали их за оградой. Неподалеку находились служители хранилища, наблюдающие. Есть правила, которые даже туристам нужно соблюдать. Например, меня убедительно попросили накинуть куртку (прикрыть плечи), строго следили, чтоб никто не заходил в само святилище (а женщины чтобы даже не приближались слишком близко). И ещё, пока мы с Викой ждали, мальчик вынес нам угощение — кусочки осетинского пирога и мясо. Было очень тепло, как будто бы нас угощают духи.

Про мужскую часть Рекома я не буду много писать, информации более чем достаточно в Интернете, например, здесь.
А потом мы отправились дальше, спускаться к дороге. Как же там красиво — на тропе паломников! Нам навстречу постоянно шли люди с подношениями, возможно, это был какой-то особенный день для этих мест.

К сожалению, как я поняла, мы посетили там не все места Силы. Вот тут я прочитала про ещё несколько точек святилища Мады Майрам.

После Рекома мы собирались в женский аланский богоявленский монастырь, но, проезжая мимо, увидели, что там всё забито машинами, шла служба. Решили отложить посещение на конец маршрута.
И рванули к канаткам.
Территория альпбазы:

Там есть пара интересных статуй. но с отбитыми кусками.

Те, кто там 20 лет назад были, сказали, что почти не изменилось ничего…

Подъем на канатках стоит 300 руб, дети до 4 лет бесплатно.

Пока поднимаешься медленно-медленно, есть возможность любоваться чудесными видами. Канатная дорога почти пологая, перепадов высоты особых нет (это я в сравнении с той же канаткой на Чегет).

Всё ближе и ближе к леднику

И вот наверху

А дальше надо идти по тропе вверх. Мои спутники не пошли, а я сама пробежалась немного дальше, чтоб увидеть ледник получше. Причем, я пошла по параллельной (находящейся выше) тропе, очень тонкой над обрывом. Там не было никого, все шли понизу. Зато было тихо \и мне удалось насладиться чудесными видами и помедитировать.

Больше потрясающих фоток видов — ссылка внизу поста.
Вот такая вот тропинка — учимся держать равновесие:

Увы, времени было немного, канатки работают до 15:30, поэтому туда лучше приезжать для подъема прямо с утра, а все остальные объекты на маршруте посещать позже. Я планирую всё-таки вернуться и подняться до самого открытого вида на ледник.
Мы спустились вниз, чтоб возвращаться домой.
Сувениры. Угадаете, какой я купила магнитик?

Дальше наш путь лежал… обратно к женскому монастырю.

Машины около него разъехались, было безлюдно. Красота!

Итак, Аланский Богоявленский женский монастырь . Большая территория, настолько ухоженная и согретая сердечным теплом, что так могут только женщины (на территории мужского монастыря всё куда более грубо, аскетично, каменно, исключая, разве что, одну клумбу). Чувствуется женская рука во всем, несмотря на то, что настоятель — мужчина. Мы шли по территории и я прямо душой и телом ощущала, как там хорошо, благостно, солнечно. Кроме работников нам никто не попадался, пару раз мелькнули монахини. Снимать на территории не рекомендуется (хоть и не запрещено), поэтому я покажу вам немного фотографий

На территории монастыря еть приют для девочек и строится ещё несколько зданий. А ещё есть святой источник, куда мы и направились. Для этого надо пройти насквозь всю территорию, свернуть налево и выйти к лесу. Потом немного дороги по лесу…

…и её раз налево — и издалека будет видно арку и ворота к источнику.
На его территории есть купель.

А чтоб набрать водички, подставляешь посуду под тоооооонкую струйку и наполняешь, не торопясь.
Знаете, я не отношу себя к определенной религии, я вижу Бога во всем, также — во всех религиях и верованиях. Главное — что в сердцах людей, которые Его здесь представляют, чем их души горят. И вот там, в женском монастыре, я ощутила искренность и любовь к Творцу, там всё настолько пронизано светом и служением, что ещё несколько дней я не могла отойти от этого ощущения и монастырь снился мне. Не нужно воевать друг с другом » у кого вера правильнее», надо просто быть его «руками» здесь — и тогда ты всё делаешь в жизни правильно.
Потом мы зашли в храм при монастыре, поставили свечи, а в монастырской лавке я купила колокольчик (я их коллекционирую) с настолько тонким звучанием, почти ультразвуковым, что невероятно просто!
Уезжали оттуда с чувством благоговения и радости душевной. И Реком, и монастырь дали мне в этот день очень много. Разные грани одного Бога, одного Света.

Надо путешествовать по таким местам. Вот хотя бы для того, чтоб прочувствовать и убрать из души ограниченность, фанатизм, непримиримость и узколобость. Надо выходить за рамки и весь мир воспринимать, как единое целое существо, клеточками которого мы являемся.
Приезжайте в Осетию! Она настолько разная, вы себе не представляете!! И языческая, и христианская — суть одно. Никто так причудливо и верно не сплавляет разные культуры и мировоззрения воедино. И это чудесно. А уж какая она красивая….!!!!

Больше фотографий этого дня — ВОТ ТУТ
И напоследок — немного видео…

Подписывайтесь на мой канал на Ютубе. Кстати, там есть плейлист «Северная Осетия», где видеоролики с Даргавса, с Мидаграбинских водопадов…